Прочитай текст и выполни задания. (1)Жил-был на свете дурак. (2)Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца. (3)Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи? (4)Внезапная мысль озарила наконец его тёмный умишко... (5)И он, нимало не медля, привёл её в исполнение. (6)Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца... —(7)Помилуйте! — воскликнул дурак. — (8)Живописец этот давно сдан в архив... (9)Вы этого не знаете? (10)Я от вас этого не ожидал... (11)Вы — отсталый человек. (12)Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком. — (13)Какую прекрасную книгу я прочёл сегодня! — говорил ему другой знакомый. — (14)Помилуйте! — воскликнул дурак. — (15)Как вам не стыдно? (16)Никуда эта книга не годится; все на неё давно махнули рукою. (17)Вы этого не знаете? (18)Вы — отсталый человек. (19)И этот знакомый испугался — и согласился с дураком. — (20)Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый.— (21)Вот истинно благородное существо! — (22)Помилуйте! — воскликнул дурак.— (23)N. N.— заведомый подлец! (24)Родню всю ограбил. (25)Кто ж этого не знает? (26)Вы — отсталый человек! (27)Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга. (28)И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь. (29)Разве иногда прибавит с укоризной: — (30)А вы всё еще верите в авторитеты? — (31) Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — (32)Но какая голова! — (33)И какой язык! — прибавляли другие. (34)Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом. (35)И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний. (36)Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его. (37)Да и как им быть, бедным юношам? (38)Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... (39) Но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь! (40)Житьё дуракам между трусами. (По И. С. Тургеневу*) * Иван Сергеевич Тургенев(1818–1883) — знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы XIX века. 23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов. 1) С героем соглашаются, потому что он говорит дельные вещи. 2) Второй знакомый, согласившись с дураком, отступился от друга. 3) Герой стал заведовать критическим отделом. 4) Юноши не боятся дурака. 5) Дурак живёт привольно, потому что с ним боятся спорить. 24.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов. 1) В предложениях 1–2 представлено описание. 2) Предложение 26 представляет следствие из содержания предложения 25. 3) Предложение 31 содержит ответ на вопрос в предложении 30. 4) Предложение 36 противопоставлено предложению 35. 5) В предложении 40 содержится основная мысль текста. 25.Из предложений 29–34 выпиши устаревшее разговорное слово со значением «раздражительный, язвительно-злобный человек». Запиши это слово. 26.Среди предложений 34–40 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, форм слова и однокоренных слов. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Задание

Прочитай текст и выполни задания.

(1)Жил-был на свете дурак.

(2)Долгое время он жил припеваючи; но понемногу стали доходить до него слухи, что он всюду слывёт за безмозглого пошлеца.

(3)Смутился дурак и начал печалиться о том, как бы прекратить те неприятные слухи?

(4)Внезапная мысль озарила наконец его тёмный умишко... (5)И он, нимало не медля, привёл её в исполнение.

(6)Встретился ему на улице знакомый — и принялся хвалить известного живописца...

—(7)Помилуйте! — воскликнул дурак. — (8)Живописец этот давно сдан в архив... (9)Вы этого не знаете? (10)Я от вас этого не ожидал... (11)Вы — отсталый человек.

(12)Знакомый испугался — и тотчас согласился с дураком.

— (13)Какую прекрасную книгу я прочёл сегодня! — говорил ему другой знакомый.

— (14)Помилуйте! — воскликнул дурак. — (15)Как вам не стыдно? (16)Никуда эта книга не годится; все на неё давно махнули рукою. (17)Вы этого не знаете? (18)Вы — отсталый человек.

(19)И этот знакомый испугался — и согласился с дураком.

— (20)Что за чудесный человек мой друг N. N.! — говорил дураку третий знакомый.— (21)Вот истинно благородное существо!

— (22)Помилуйте! — воскликнул дурак.— (23)N. N.— заведомый подлец! (24)Родню всю ограбил. (25)Кто ж этого не знает? (26)Вы — отсталый человек!

(27)Третий знакомый тоже испугался — и согласился с дураком, отступился от друга.

(28)И кого бы, что бы ни хвалили при дураке — у него на всё была одна отповедь.

(29)Разве иногда прибавит с укоризной:

— (30)А вы всё еще верите в авторитеты?

— (31) Желчевик! — начинали толковать о дураке его знакомые. — (32)Но какая голова!

— (33)И какой язык! — прибавляли другие.

(34)Кончилось тем, что издатель одной газеты предложил дураку заведовать у него критическим отделом.

(35)И дурак стал критиковать всё и всех, нисколько не меняя ни манеры своей, ни своих восклицаний.

(36)Теперь он, кричавший некогда против авторитетов, — сам авторитет — и юноши перед ним благоговеют и боятся его.

(37)Да и как им быть, бедным юношам? (38)Хоть и не следует, вообще говоря, благоговеть... (39) Но тут, поди, не возблагоговей — в отсталые люди попадаешь!

(40)Житьё дуракам между трусами.

(По И. С. Тургеневу*)

* Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883) — знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург, классик русской литературы XIX века.

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) С героем соглашаются, потому что он говорит дельные вещи.

  1. Второй знакомый, согласившись с дураком, отступился от друга.

  2. Герой стал заведовать критическим отделом.

  3. Юноши не боятся дурака.

  4. Дурак живёт привольно, потому что с ним боятся спорить.

[ ]

24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.

  1. В предложениях 1–2 представлено описание.

  2. Предложение 26 представляет следствие из содержания предложения 25.

  3. Предложение 31 содержит ответ на вопрос в предложении 30.

  4. Предложение 36 противопоставлено предложению 35.

  5. В предложении 40 содержится основная мысль текста.

[ ]

25. Из предложений 29–34 выпиши устаревшее разговорное слово со значением «раздражительный, язвительно-злобный человек». Запиши это слово.

[ ]

26. Среди предложений 34–40 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, форм слова и однокоренных слов. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

[ ]