Прочитай текст и выполни задания.
(1)Политико-экономы и полицейское право, ведущие борьбу с уличным нищенством, говорят: «Ради блага человечества не подавайте ни копейки!» (2)Эту фразу следует видоизменить таким образом: «Ради блага человечества не просите милостыни», и вторая форма, кажется, будет ближе к решению вопроса, чем первая. (3)Ведь берут и просят гораздо чаще, чем дают. (4)Редко кто умеет и любит давать. (5)Русский человек, например, ужасно застенчив, когда даёт или предлагает, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из его коренных свойств. (6)Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества: и уличным нищим, и их благодетелям. (7)В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, приживальству, а в средних и высших — ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам... (8)Извозчик просит прибавки, трактирный официант презирает того, кто не даёт ему на чай, акушерка не стыдится стоять на крестинах с тарелочкой и собирать с гостей двугривенные, драматург со спокойной совестью заимствует чужие пьесы и выдает их за свои, одна десятая пассажиров в каждом поезде едет бесплатно, в театрах, загородных садах и в цирках даровые посетители составляют необходимое, привычное зло, с которым не решится вести борьбу ни один антрепренёр. (9)О неуважении к мелким долгам и авансам, о зачитывании чужих книг и рукописей, о том, что из ста тысяч читающих за чтение платит только одна тысяча, нечего и говорить. (10)Каждый интеллигентный человек читал Тургенева и Толстого, но далеко не каждый платил за их сочинения.
(11)Красть безнравственно, но брать можно. (12)И сознание, что «это можно», всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства. (13)Стыдно лгать, но не стыдно просить у доктора медицинского свидетельства, чтобы одурачить казну и содрать с неё ни за что ни про что 200–300–1000 рублей, не стыдно просить у влиятельной особы места для человека, заведомо неспособного. (14)Порядочный человек не перестаёт быть порядочным оттого, что даром получает жалованье или едет в командировку, над которой сам же смеётся.
(15)Те, кому всё это несимпатично в русском человеке, оправдывают его рудинскими свойствами его характера, именно тем, что русский человек относится одинаково беспечно как к чужой, так и к своей собственности: он зря берёт и в то же время зря даёт. (16)Пусть так. (17)Но ведь человеку, кроме характера и темперамента, дана ещё способность рассуждать; кто берётся оправдывать или обвинять, тот не должен забывать об этой способности.
(18)Хуже всего, что беспечность и художественный беспорядок, царящие в отношениях русского человека к чужой собственности, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд. (19)Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам, но за убавку готово стоять большинство. (20)Чем дешевле, тем лучше, а если даром, то это ещё лучше.
(21)Уличное нищенство — это только маленькая частность большого общего. (22)Нужно бороться не с ним, а с производящею причиною. (23)Когда общество во всех своих слоях, сверху донизу, научится уважать чужой труд и чужую копейку, нищенство уличное, домашнее и всякое другое исчезнет само собою.
(По А. П. Чехову*)
* Антон Павлович Чехов (1860–1904) — русский писатель, прозаик, драматург, публицист, врач, общественный деятель в сфере благотворительности.
23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.
В России чаще дают, чем просят и берут.
Акушерки стыдятся брать деньги на крестинах.
Русскому человеку не стыдно «одурачить казну».
Беспечное отношение к собственности и желание незаслуженно получать приводят к неуважению чужого труда.
Многие ратуют за прибавку жалованья офицерам.
[ ]
24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажи номера ответов.
Основной тип речи в тексте — повествование.
Предложение 3 объясняет смысл предложения 2.
Предложение 7 поясняет сказанное в предложении 6.
Предложения 11 и 12 противопоставлены.
В предложениях 21–23 представлено рассуждение.
[ ]
25. Из предложений 11–14 выпиши фразеологизм.
[ ]
26. Среди предложений 15–19 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного наречия. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
[ ]