Задание

Прочитай текст и выполни задания 1–3.

Понятие «вторичный текст» как объект лингвистического анализа существует более полувека и связано с двумя отдалёнными сферами: с одной стороны, с автоматической обработкой текста, теорией научной информации, реферированием, аннотированием, с другой — с теорией литературного творчества, лингвистическим и литературоведческим анализом текста.

Уже с начала 1960-х гг. этот термин упоминается в работах по теории научной информации. Так назывался документ, который создавался в процессе аналитико-синтетической обработки некоего первоисточника. К таким вторичным текстам в теории информации относились в первую очередь рефераты и аннотации.

В языковедении понятие «вторичный текст» стало встречаться намного позднее, что было связано с развитием <...> направления языкознания, как лингвистика текста, ориентированного на решение проблем классификации текстов. Сам термин вошёл с подачи учёного М. В. Вербицкой, предложившей использовать его в 1983 году на Ломоносовских чтениях (МГУ) и обосновавшей его в учебнике «Вторичный текст и вторичные элементы в составе развёрнутого произведения речи».

1. Самостоятельно подбери указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в последнем абзаце текста. Запиши это местоимение.

2.В тексте выделено пять слов. Укажи варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запиши номера ответов.

1) СУЩЕСТВОВАТЬ. Вести бессмысленную, бездеятельную, бездуховную жизнь. Хочется жить, а не существовать!

2) СФЕРА. Область физической и духовной жизни, деятельности; отрасль, направление. Интересная сфера

3) РАБОТА. Качество, способ, манера исполнения, изготовления. Часы старинной работы.

4) ТЕРМИН. Слово или словосочетание, являющееся точным обозначением определённого понятия какой-либо области науки, техники, искусства и т. п. Словарь музыкальных терминов.

5) УЧЕБНИК. Книга для учащихся или студентов по обучению какому-либо предмету, курсу в соответствии с учебной программой; учебное руководство. Вузовский учебник.

3. Укажи варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запиши номера ответов.

1) На письменную форму текста указывают такие признаки, как использование причастий (предложившей, обосновавшей, связано) и отглагольных существительных (анализ, обработка, реферирование).

2) В тексте активно используются термины (вторичный текст, лингвистический анализ, аналитико-синтетическая обработка).

3) Тема текста — понятие «вторичный текст».

4) Для текста характерна функция воздействия на читателя через художественный образ.

5) Текст представляет собой описание.