Задание

Прочитай текст еще раз. Выбери поочередно карточки и выполни задания в них

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать.

(3) Если у человека есть великая цель, то она должна проявляться во всём — в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (5) Большая цель охватывает всего человека, сказывается в каждом поступке, и нельзя думать, что дурными средствами можно достигнуть доброй цели.

(6) Поговорка «цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. (7) Это хорошо показал Достоевский в «Преступлении и наказании». (8) Главное действующее лицо этого произведения — Родион Раскольников думал, что, убив отвратительную старушонку-ростовщицу, он добудет деньги, на которые сможет затем достигнуть великих целей и облагодетельствовать человечество, но терпит внутреннее крушение. (9) Цель далека и несбыточна, а преступление реально; оно ужасно и ничем не может быть оправдано. (10) Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя, надо быть одинаково честным как в большом, так и в малом.

(11) Общее правило: блюсти большое в малом — нужно, в частности, и в науке. (12) Научная истина дороже всего, и ей надо следовать во всех деталях научного исследования и в жизни учёного. (13) Если же стремиться в науке к «мелким» целям — к доказательству «силой», вопреки фактам, к «интересности» выводов, к их эффективности или к любым формам самопродвижения, то учёный неизбежно терпит крах. (14) Может быть, не сразу, но в конечном счёте! (15) Когда начинаются преувеличения полученных результатов исследования или даже мелкие подтасовки фактов и научная истина оттесняется на второй план, наука перестаёт существовать, и сам учёный рано или поздно перестаёт быть учёным.

(16) Соблюдать большое надо во всём решительно. (17) Тогда всё легко и просто.

(По Д. Лихачёву)

Какое из предложений соответствует схеме?

Ответ:

Схема предложения

Как связаны части сложного 9-го предложения?

Выберите правильный вариант:

Сочинительной и подчинительной связью.

Сочинительной и бессоюзной связью.

Подчинительной и бессоюзной связью.

Сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Средства связи

Укажите верную характеристику 4-го предложения

Выберите правильный вариант:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением причины.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением следствия.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением одновременности.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, состоит из двух частей, со значением быстрой смены событий.

Характеристика предложения