Задание
Основано на упр. 56 стр. 33
Заполни пропуски
Внимательно рассмотри изображение памятника Петру I скульптора Э.-М. Фальконе. Впиши подходящие по смыслу пропущенные слова и словосочетания в приведённый ниже искусствоведческий текст^1.
В стремительном порыве взметнулся на вершину скалы ; поднявшись на дыбы, он словно на мгновенье замер, сдержанный властным седоком. рука всадника простёрта вперёд: её жест неколебим, уверен и твёрд. Лёгкая накидка отброшена за . Голова всадника гордо поднята, и взор устремлён ...
Постамент — гранитная скала, напоминающая высокую , обрывается почти отвесно. На постаменте две надписи — на русском и языках: «Петру Первому — Екатерина Вторая» и дата установки памятника — «лета 1782 года».
Через полстолетия замечательное творение скульптора Этьена-Мориса Фальконе воспел А. С. , образно назвав этот памятник «Медным всадником». С тех пор мы так и продолжаем называть этот величественный монумент, а в нашем представлении воедино слились и дополнили друг друга поэтические строки поэмы «Медный всадник» и памятник, отлитый в .
В 1766 году с берегов Сены в далёкую Россию, по рекомендации Д. Дидро, прибыл скульптор Фальконе.
Фальконе прожил в Петербурге 12 лет: он изучил документы, связанные с личностью I, внимательно познакомился с историей России и, воодушевлённый образом «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны», принялся за работу... Пётр I и Россия, преодолевающая трудности, стремящаяся к прогрессу, — вот темы, которые должны были зазвучать в задуманном им ...
Идейно и композиционно всё слито в памятнике воедино — постамент и на сдерживаемом коне. Ничего лишнего, всё предельно лаконично, ничего нарочитого и помпезного, каждая памятника играет свою роль, подчёркивая одновременно основную идею — «поэзию истории» России, воплощаемую, по замыслу автора, в образе Петра.
символизирует те трудности, которые приходилось преодолевать России, борьбу с теми препятствиями, которые лежали на пути петровских преобразований. Утверждающий жест руки подчёркивает волю и убеждённость Петра — государственного деятеля — в правоте и конечном успехе его начинаний.
Фальконе раскрывает прежде всего главное в образе Петра — его значение как законодателя и преобразователя своей . Венок из и у пояса — немногие условные средства, к которым прибегает скульптор, чтобы указать на роль Петра как полководца-победителя.
Плащ, свободно наброшенный на , не похож на русские одежды; вместе с тем он далёк и от пышного наряда римских . «Национальный герой», каким представлял себе Петра I, должен быть облачён, по мысли автора, в «героическое», необычное одеяние.
Всё в памятнике — и конь, стремительно валетевший на вершину скалы, и камень — постамент, напоминающий высокий гребень волны, и, наконец, свободная одежда всадника, не сковывающая его движения, динамику, порыв...
В «Медном всаднике», в отличие от многих памятников, важнейшую роль в осуществлении идейного замысла играет .
Поиски для постамента были долгими и упорными. Наконец, огромный монолит был найден в посёлке ' неподалёку от берега Финского залива. Несмотря на небольшое расстояние, отделяющее посёлок от Петербурга, потребовалось почти два года, чтобы доставить на площадь «Гром-камень», весивший около 100 тысяч пудов. Труд народа в этом тяжёлом предприятии равнялся истинному ...
Подойдите к памятнику сбоку: отсюда особенно ощущается стремительный порыв . Он поднялся на , и кажется, будто только две точки опоры обеспечивают устойчивость. Но приглядитесь внимательнее. По склону скалы, прижавшись к ней, вьётся . Придавленная коня, она делает петлю и, словно на какое-то мгновенье, хвост коня прикасается к её чешуе.
Змея здесь — конструктивно необходимая третья точка опоры, и вместе с тем она ещё раз подчёркивает мысль, символизируя те враждебные силы — внешние и внутренние, которые мешали развитию страны, тормозили и осложняли деятельность Петра I. Идея создания змеи принадлежит Фальконе, однако выполнил её скульптор Ф. Г. Гордеев.
Памятник отливался в специально оборудованном . При отливке прославился литейщик Хайлов. Расплавленный прорвал форму и хлынул наружу. Начался пожар. Рискуя , Хайлов сумел исправить форму и закончить отливку.
^1 Текст взят из книги И. И. Лисаевич, И. Ю. Бетхер-Остренко «Скульптура Ленинграда» (М.; Л.: Искусство, 1965. — С. 26–33).