Задание

Описание пространства в эпизоде несостоявшегося свидания на кладбище напоминает театральную декорацию: на авансцене расположены ворота с надписью «Грядет час в онь же…», отсылающей к идее Страшного Суда, в центре сцены — надгробие в виде часовни с ангелом на могиле Деметти (показательно, что Чехов не дает описания других могил, фокусируя внимание читателя именно на этом памятнике), кладбищенские памятники и кресты на заднике в виде «темной полосы».

Как объяснить, что центральное место в ключевом эпизоде несостоявшегося свидания на кладбище занимает «памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху»? Отметьте верные ответы:

Старцев любил оперу, как и классическую музыку вообще (в частности романсы, которые он поет в первой главке рассказа), и, кроме того, будучи врачом, глубоко сочувствовал умершей вдали от родины итальянской оперной певице, поэтому просидел «около памятника с полчаса», размышляя о вечном.

Старцев решил отомстить дурачившейся Катерине Ивановне, пригласившей его на свидание на кладбище ночью, решив, что он долго будет сидеть возле памятника, назло ей заболеет и у него будет повод упрекать ее за то, что она так «нехорошо подшутила» над ним.

Памятник актрисе в виде надгробной часовни с ангелом и погасшей лампадкой оказывается в кульминационном эпизоде фокусом «театральной» темы рассказа, символизируя конечную смерть любого «актера» (человека) и психологически вынуждая Старцева искать для себя позицию «режиссера» («языческого бога», человекобога).

Для Старцева печальная судьба актрисы, наверняка мечтавшей о карьере, но неожиданно умершей вдали от родины, в «губернском городе С.», и ныне всеми забытой, оказывается наиболее убедительным подтверждением его мысли о том, как «нехорошо шутит над человеком мать-природа», и отправной точкой его бунта против законов мироздания.