1. Прослушайте стихотворения.
2. Распределите утверждения по группам в соответствии с автором и названием стихотворения.
- Группы
- А.С. Пушкин "Зимнее утро"
- Б.Л. Пастернак "Зимняя ночь" \("Мело, мело по всей земле\.\.\."\)\[не удалось загрузить изображение\]
- А.А. Фет "Учись у них – у дуба, у берёзы…"
- А.С. Пушкин "Зимнее утро"
- Варианты
Зимние картины природы: метель, снежная мгла — противопоставлены страсти, "жару соблазна", которые испытывают влюблённые.
Поэт рисует картины морозной, солнечной зимы и одновременно тёплый, уютный дом.
Автор отмечает:
Кругом зима. Жестокая пора!..Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы...В стихотворении есть строфа:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Автор использует эпитет "зимняя", изображая не время года и суток, не пейзаж, а состояние человека, который понимает, что любовь – единственная ценность в мире, где властвует вьюга.
Переносить тяготы и невзгоды следует так, как деревья переносят зимний холод: стойко и молча.
Первая строфа показывает читателю зимний лес. Стоящие в нём деревья терпят невыносимую муку от зимней стужи, но всё же продолжают стоять, ожидая момента, когда эта мука закончится.
Вторая строфа демонстрирует зимнюю катастрофу в движении: к холоду прибавляется ветер, но деревья продолжают проявлять чудеса стойкости.
Предпоследняя строфа становится самой главной в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину "зимней ночи" в его душе.
С первой строчки поэт погружает читателя в атмосферу солнечного дня, а потом приглашает на прогулку по сверкающим зимним снегам.
Впечатление от утреннего солнечного пейзажа усиливается за счёт контраста: накануне вечером была ужасная буря, а сегодня распогодилось, всё залито солнцем и сиянием великолепных снежных покровов, от вчерашнего ненастья не осталось и следа.