Выполни задания
- Прочитай текст.
(1) Велосипед! (2) Он дарит нам скорость, радость преодоления десятковкилометров, награждает нас здоровьем, закаляет характер, но... (3) Обычно, покупая какую-либо вещь, вы знаете место в квартире, на котором она будет стоять или висеть. (4) К примеру, ковёр будет лежать в гостиной на полу, а холодильник уместится в углу на кухне, часы же с кукушкой приютятся на стене. (5) Но велосипед? (6) Где его, бедного, поставить или повесить? (7) Он словно незваный гость, этот безобидный, сверкающий красками и никелевой отделкой, незаменимый на дорогах, но плохо вписывающийся в современный интерьер квартиры, наш двухколёсный друг.
(8) Велосипед! (9) Обычно он приходит в нашу жизнь рано. (10) Вспомните себя, стоит присмотреться также к малышам во дворе. (11) Ещё вчера они робко пробовали свои шаги, а сегодня уже сели на трёхколёсный велосипед и крутят по площадке, выделывая немыслимые восьмёрки... (12) Значит, оттуда, из глубин нашего детства, рождается властный зов овладения простейшей машиной. (13) Катаясь на велосипеде, ребёнок не только с ранних лет соприкасается с техникой, но и как бы проходит обязательный урок труда, открывает азбуку механики. (14) Ныне велосипедный спорт стал разумным увлечением людей всех возрастов, исповедующих девиз «Если хочешь быть здоров...», а поклонников быстрой езды только в нашей стране насчитывается несколько миллионов.
(15) Велосипед! (16) Его можно воспринимать поэтически, как в начале XX века Иван Бунин: «Промелькнёт велосипед бесшумным махом птицы». (17) «Как мальчики, мечтая о победах, умчались в неизвестные края два ангела на двух велосипедах — любовь моя и молодость моя...» — а это через пятьдесят лет после Бунина написал Михаил Светлов.
(18) К велосипеду можно подойти и с научной точки зрения, подсчитав все «за» и «против» и убедившись, что велосипед обладает коэффициентом полезного действия, равным девяност_ девят_ процент_, что он является самой совершенн_ из созданн_ человеком машин, что собрать современный гоночный велосипед наверняка гораздо сложнее, чем автомобиль самой последней марки.
(19) А ещё велосипед помогает стать выносливым, терпеливым, смелым, быстрым, находчивым, он и развивает чувство ориентировки, ловкости, и закаляет организм, и воспитывает коллективизм.
(20) Красив человек на велосипеде! (21) Он не работает, а летит. (22) Колёса вращаются так быстро, что не видно ни спиц, ни обода, только в тридцат_ сантиметр_ над землёй парит гонщик, и в лицо ему бьёт упругий ветер. (23) Он приходит на помощь в минуты напряжения, бодрящий наш спутник.
(24) ...И возвращается ветер, и вечно манит нас убегающий финиш!
По А. А. Юсину
Выпиши из текста сложные предложения, части которых соединены сочинительными союзами, обозначь в них грамматические основы, союзы обведи овалом.
Выпиши из текста предложения, в которых однородные члены предложений соединены сочинительными союзами. Подчеркни однородные члены предложений.
Спиши предложения 18 и 22, вставляя пропущенные буквы и объясняя выбор написаний.
Определи, что представляют собой предложения 1, 8, 15. Какова их функция?
Укажи, чем осложнены предложения.
Произведи полный синтаксический анализ предложения 24.
Определи тип речи и функциональную разновидность языка. Озаглавь текст.
Напиши оду какой-либо вещи, которая привлекает тебя своими эстетическими свойствами, многофункциональностью или приносимой пользой. Постарайся включить в своё сочинение сложносочинённые предложения разных видов.