Задание

Выполни задание

Прочитай текст.

(1) Полицейское право, ведущее борьбу с уличным нищенством, говорит: «Ради блага человечества не подавайте ни копейки!» (2) Эту фразу следует видоизменить таким образом: «Ради блага человечества не просите милостыни», и вторая форма, кажется, будет ближе к решению вопроса, чем первая. (3) Ведь берут и просят гораздо чаще, чем дают. (4) Редко кто умеет и любит давать. (5) Русский человек, например, ужасно застенчив, когда даёт или предлагает, зато просить и брать он умеет и любит, и это даже вошло у него в привычку и составляет одно из его коренных свойств. (6) Это свойство присуще в одинаковой степени всем слоям общества: и уличным нищим, и их благодетелям. (7) В низших слоях развита и веками воспитана страсть к нищенству, попрошайничеству, а в средних и высших — ко всякого рода одолжениям, любезностям, пособиям, заимствованиям, уступкам, скидкам, льготам... (8) Трактирный официант презирает того, кто не даёт ему на чай, драматург со спокойной совестью заимствует чужие пьесы и выдаёт их за свои, одна десятая пассажиров в каждом поезде едет бесплатно; в каждом правлении железной дороги или банка вы найдёте с десяток порядочных, очень приличных людей, получающих жалованье совершенно даром; ни один чиновник не откажется от пособия или командировки, и любой врач подтвердит, что добрая половина тех медицинских свидетельств, которые прилагаются к прошениям об отпусках и пособиях, выдаются из любезности, а не по совести. (9) О неуважении к мелким долгам и авансам, о зачитывании чужих книг и рукописей, о том, что из ста тысяч читающих за чтение платит только одна тысяча, нечего и говорить. (10) Каждый интеллигентный человек читал Тургенева и Толстого, но далеко не каждый платил за их сочинения.

(11) Красть безнравственно, но брать можно. (12) И сознание, что «это можно», всякого просящего и берущего спасает от стыда и неловкого чувства. (13) Стыдно лгать, но не стыдно просить у доктора медицинского свидетельства, чтобы одурачить казну и содрать с неё ни за что ни про что 200–300–1000 рублей, не стыдно просить у влиятельной особы места для человека, заведомо неспособного. (14) Порядочный человек не перестаёт быть порядочным оттого, что даром получает жалованье или едет в командировку, над которой сам же смеётся. (15) О пособиях, подписках, даровых жалованьях, о бесплатных билетах и контрамарках, о зачитанных книгах и прочем все говорят вслух, никто не краснеет, все чувствуют себя прекрасно и все милые люди.

(16) Те, кому всё это несимпатично в русском человеке, оправдывают его именно тем, что русский человек относится одинаково беспечно как к чужой, так и к своей собственности: он зря берёт и в то же время зря даёт. (17) Пусть так. (18) Но ведь человеку, кроме характера и темперамента, дана ещё способность рассуждать; кто берётся оправдывать или обвинять, тот не должен забывать об этой способности. (19) Каждый зря просящий и зря берущий, если он не извозчик и не официант, легко может рассудить и понять, что все эти одолжения, любезности, уступки, скидки и льготы не так невинны, как кажется, что за кулисами всего этого чрезвычайно часто кроются несправедливость, произвол, насилие над чужою совестью, эксплуатация чужого чувства, преступление. (20) Разве начальник станции, дающий даровой билет, не крадёт? (21) Разве льгота, данная Ивану, не служит в ущерб Петру?

(22) Хуже всего, что беспечность и художественный беспорядок, царящие в отношениях русского человека к чужой собственности, попрошайничество и страсть получать незаслуженно и даром воспитали в обществе дурную привычку не уважать чужой труд. (23) Редко кто ратует за прибавку жалованья, например, офицерам или почтовым чиновникам, но за убавку готово стоять большинство. (24) Чем дешевле, тем лучше, а если даром, то это ещё лучше.

(25) Уличное нищенство — это только маленькая частность большого общего. (26) Нужно бороться не с ним, а с производящею причиною. (27) Когда общество во всех своих слоях, сверху донизу, научится уважать чужой труд и чужую копейку, нищенство уличное, домашнее и всякое другое исчезнет само собою.

По А. П. Чехову

Напиши сочинение по прочитанному тексту.

  • Сформулируй одну из проблем, поставленных автором текста.
  • Прокомментируй сформулированную проблему. Включи в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегай чрезмерного цитирования). Дай пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажи смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируй её.
  • Сформулируй позицию автора (рассказчика).
  • Сформулируй и обоснуй своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком.