Задание

Прочитайте текст.

(1) Хурдин ожиданием не томился. (2)Он не был на родине целых пять лет, а последние три года и вовсе за границей работал, и потому теперь всё казалось ему таким милым для души: степь и горячий тугой ветер, просторное небо с его чистой синью, и люди вокруг, их голоса и речи, от которых отвык, а теперь слушал с жадностью. (3)Людно было на вокзале и говорливо. (4)Хурдин бродил и бродил, бродил и людей разглядывал, останавливался, слушал.

(5) Рядом сухонькая старушка изливала свою беду:

(6) — Изболелась внучарка моя, такая господня страсть. (7)С лица спала, жёлтая, как стень, и всё тело красными товрами пошло. (8)Бывало, дишканит, по всему хутору слыхать, а теперь чуть пекает.

(9) Старые женщины были чем-то похожи на мать. (10)Может быть, просто годами.

(11) Вспомнив о матери, Хурдин сразу же забеспокоился и невольно поглядел в ту сторону, где лежал его хутор и где мать ждала. (12)О своём приезде он не писал, но мать должна была почуять. (13)Она всегда угадывала наперёд. (14)Да и знала она, что сын возвращается и, конечно, приедет.

(15) На хуторе, в родном доме, Хурдин не был пять лет. (16)В последний раз он гостил там зимой, на крещенье. (17)Холодно было на дворе и в дому. (18)Хурдин уже привык к иному и мёрз. (19) Мёрзли ноги от ледяных полов, по ночам зябко было спать, он чувствовал, что простывает. (20) Мать топила днём и ночью, дров не жалела, но дуло из-под пола, и окна тепла не держали. (21) Хурдин четыре дня лишь выдержал, отговорился делами и уехал.

(22) Потом он жалел, конечно, нужно было потерпеть. (23)Потерпеть и пожить. (24)И ничего бы не случилось. (25)Но разве предполагал он в ту пору, что не увидится с матерью целых пять лет.

(26) Вспоминая те давние годы, Хурдин забылся, и потому не сразу вернул его к яви чей-то голос.

(27) — Хурдин! (28) Хурдин! (29) Ты не оглох часом?!

(30) Иван Ломтев, школьный товарищ из Вихляевки, звал его и дозваться не мог.

(31) Был Ломтев на машине и ехал домой. (32)Хурдин погрузил в багажник свою поклажу, уселся рядом с Иваном; и покатили они к дому.

(33) С Ломтевым после школы встречались редко, и потому поговорить было о чём: о прошлом, о школьных друзьях, их судьбах.

(34) Доехали незаметно. (35)Машина понеслась вниз, и засвистел воздух. (36)И мчалась навстречу земля, и зелень, и сирень цветов, и синь неба — всё летело навстречу, и сердце замирало в сладком обмороке.

(37) — На велосипедах, помнишь, здесь? — спросил Иван потом, внизу.

(38) — Помню… — выдохнул Хурдин и удивился, сколь одинакова у всех память. (39)В последнее время Хурдин часто вспоминал о Вихляевской горе, о велосипеде; и, думая о поездке к матери, загадывал починить старый велосипедишко и съездить на Вихляевскую гору.

(40) До самого дома больше не обмолвились словом. (41)И чем ближе подъезжали, тем острее понимал Хурдин, какими долгими были эти пять лет разлуки. (42)Такими долгими… (43)И в какое-то мгновение вдруг показалось: матери уже нет, она умерла, а ему просто не сказали. (44)Да, вдруг почудилось такое.

(45) Мама была жива. (46)На гул и сигнал машины, на голоса она отворила воротца и вышла. (47) Вышла и кинулась к сыну.

(48) — Привёл господь, привёл… (49)Сохранил и привёл… живого… — беспамятно бормотала она. (50) — Господи… (51)Какую я игу снесла. (52)Уехал и матери сердцу вынул… — бормотала мать, пригибая к себе и ощупывая сыновью голову, плечи, лицо оглаживая, волосы, лаская и словно проверяя, всё ли при нем.

(53) И, поняв, поверив, что живой перед ней сынок и целый, она ослабела, и разом, одним разом хлынули так долго копленные слезы. (54)Мать уже не могла говорить, она лишь в исступленье колотилась легкой седой головой о сыновью грудь.

(55) Хурдин тоже плакал. (56)Молча, глотая слёзы, он плакал и ждал, когда мать успокоится.

(57) Давно уехала машина, вещи стояли во дворе, а мать всё не могла поверить.

(58) Ведь, сколько помнил себя Хурдин, всегда он был перед матерью мальчонкой, даже взрослым уже. (59)А теперь сидел возле нее большой, широкоплечий, а мать малым воробушком жалась к нему. (60)И, обнимая мать, чуял он птичьи её косточки и лёгкую плоть.

(61) Разговоры текли бесконечные.

(62) — Сиди не сиди, а никто не подоит, — вздохнула мать. — (63)Пойди койку разбери да ложись отдохни.

(64) — Чего отдыхать, — ответил Хурдин. — (65)Пройдусь, погляжу на хутор.

(По Б.П.Екимову)*

*Борис Петрович Екимов (род. 19 ноября 1938, Игарка) — русский прозаик и публицист. Наиболее заметный интерес у читательской аудитории вызвали сборники рассказов «За тёплым хлебом», «Ночь исцеления», роман «Родительский дом», повесть/рассказ «Пастушья звезда».

Используя прочитанный текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13. 1

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Для чего нужен синтаксис?».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13. 2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл фрагмента текста: «(36)И мчалась навстречу земля, и зелень, и сирень цветов, и синь неба — всё летело навстречу, и сердце замирало в сладком обмороке».

Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13. 3

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как проявляется материнская любовь?». Дайте определение понятию МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ, отвечая на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Дан обоснованный ответ; приведены два примера согласно заданию 13.1, 13.2 или 13.3; нет логических ошибок; абзацное членение не нарушено; композиция верна, завершена. 100

Дан обоснованный ответ; приведен один пример согласно заданию 13.1, 13.2 или 13.3; нет логических ошибок; абзацное членение не нарушено; композиция верна, завершена. 85

Дан обоснованный ответ; приведен один пример согласно заданию 13.1, 13.2 или 13.3; нет логических ошибок; есть одна ошибка в абзацном членении; композиция верна, завершена. 71

Дан неверный ответ; нет примеров, отвечающих заданию 13.1, 13.2 или 13.3; допущено несколько логических ошибок и/или есть несколько нарушений абзацного членения; композиция нарушена. 0