Злата с родителями собирались ужинать, как вдруг телефон девочки зазвонил. На экране был незнакомый номер, Злате подумалось, что звонок может быть важным, и она ответила. Голос на другом конце назвал девочку по имени и фамилии, представился сотрудником банка и сообщил, что в системе банка произошёл сбой, из-за чего у Златы могут возникнуть серьёзные проблемы с банковским счётом.
Голос девочки невольно вздрогнул.
– Проблемы?
– Именно так. Необходимо немедленно уточнить информацию и пресечь возможное несанкционированное вмешательство, чтобы сохранить ваши средства. Для решения проблемы мне нужно проверить ваши данные. Могу я попросить вас сообщить мне номер вашего счёта, срок действия карты и CVV-код?
– Э-м-м… Не могли бы вы объяснить, почему вам нужны эти данные?
– Это необходимо для проверки вашей личности и решения проблемы с вашим счётом. К сожалению, проникновение в систему уже произошло, дорога каждая секунда.
Злата очень сильно разволновалась. В комнату вошла мама, чтобы позвать дочку к столу, и заметила, что Злата очень встревожена.
– Что случилось? Кто тебе звонит?
– Мам, тут звонят из банка… — Не сбрасывая звонок, девочка опустила телефон и посмотрела на маму жалобно. — Говорят, что какой-то сбой системы, могут пропасть все мои деньги, и нужно уточнить сведения…
Мама поспешно положила ей ладонь на запястье руки, державшей телефон.
– Немедленно положи трубку. Немедленно!.. Вот так. Злата, это ведь, скорее всего, мошенники. Сотрудники банка таких звонков никогда не совершают, они вполне способны решить все проблемы со своей системой без помощи клиентов. Если ты сомневаешься, можно прямо сейчас позвонить в твой банк и уточнить, есть ли там какие-нибудь проблемы. Помнишь, мы говорили, что именно так и следует поступать?
— Ой, и правда… — Злата была очень огорчена, что почти попалась на такую простую уловку. И ведь если б не родители, она назвала бы мошеннику все свои данные! Понятно, что тогда все её деньги тут же исчезли бы со счёта…
И ведь была куча признаков того, что звонок — мошеннический, например:
- звонивший знал имя Златы
- звонивший знал номер телефона Златы
- мошенник требовал действовать быстро
Постепенно шок и огорчение сменились злостью. Это придало девочке сил. Она решила изучить новостные статьи о таких мошеннических звонках, чтобы больше никогда не попадаться даже на самые изощрённые уловки. Оказалось, что каждый день множество людей становятся жертвами подобных звонков.
Она в который раз выделила для себя признаки, которые помогут определить мошеннический звонок:
- неожиданный звонок с незнакомого номера или неожиданный звонок из банка;
- непременная просьба предоставить личные данные, особенно финансовую информацию;
- угрозы, запугивания, требования действовать срочно, без малейшей задержки, чтобы жертва не успела сообразить, что происходящее подозрительно.
Ещё она скачала на телефон приложение для блокировки мошеннических звонков, которое здорово помогает предотвращать подобные звонки в будущем. Теперь это приложение автоматически фильтровало и блокировало звонки с известных мошеннических номеров.
В следующий раз, когда Злата получила звонок с незнакомого номера, она увидела на экране телефона предупреждение о потенциально мошенническом звонке и решила просто не отвечать на него. Она отложила телефон в сторону с чувством довольства, что на этот раз мошенник останется ни с чем.
Если тебе звонит сотрудник банка и просит предоставить данные твоего счёта или карты, то тебе следует сообщить о звонке в полицию.