Задание

Выполните задание на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям этой части записывайте словами или цифрами.

Из предложений 19—25 выпишите слово, правописание ПРИСТАВКИ в котором определяется её значением.

\(1\)Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? \(2\)— Сильным, храбрым, мужест­венным, умным, находчивым, бесстрашным... \(3\)И никто не ска­зал: добрым. \(4\)Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? \(5\)Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? \(6\)Ведь без доброты — подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, — невозможна душевная красота. \(7\)Я задумывался также над тем, почему у маль­чишек меньше доброты, чем у девочек? \(8\)Может быть, это лишь кажется? \(9\)Нет, это действительно так. \(10\)Девочка более добра, отзывчива, ласкова, наверное, потому, что с малых лет в ней жи­вёт ещё неосознанный инстинкт материнства. \(11\)Чувство заботы о жизни утверждается в её сердце задолго до того, как она стано­вится творцом новой жизни. \(12\)Корень, источник доброты — в со­зидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. \(13\)Доброе неразрывно связано с красотой.
\(14\)Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доб­рожелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красо­те окружающего мира. \(15\)Добрые чувства, эмоциональная куль­тура — это средоточие человечности. \(16\)Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с по­знанием первых и важнейших истин, одновременно с пережива­нием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. \(17\) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу — школу воспитания добрых чувств.
\(18\) Если ребёнку безразлично, что в сердце его товарища, друга, матери, отца, любого соотечественника, с которым он встретился, если ребёнок не умеет видеть в глазах другого человека то, что у него на сердце, — он никогда не станет настоящим человеком. \(19\)Я стре­мился так отточить у своих воспитанников чуткость сердца, чтобы они видели чувства, переживания, радости и горести в глазах людей, с которыми соприкасаются не только повседневно, но и «случайно». \(20\)Мы с детьми возвращались из лесу. \(21\)Видим, у дороги сидит на траве дедушка. \(22\)Он чем-то расстроен. \(23\)«Что-то случилось у человека, — говорю я детям. \(24\)— Может быть, он заболел в доро­ге? \(25\)Может быть, что-то потерял?»
\(26\)Подходим к старику, спрашиваем: \(27\)«Чем вам помочь, де­душка?» \(28\)Старик тяжело вздыхает. \(29\)«Спасибо, дети, — говорит он, — как бы вы ни хотели мне помочь — не сможете. \(30\)Горе у меня большое. \(31\)Старуха умирает в больнице. \(32\)Вот еду к ней, ожидаю автобуса. \(33\)Помочь вы не поможете, а всё же легче: есть на свете хорошие люди». \(34\)Дети притихли, умолкло беззаботное щебетанье. \(35\)Домой они расходились под впечатлением печальных слов старика. \(36\)Собирались ещё поиграть немного, но как-то само собой получилось, что забыли об игре, разошлись по домам.
\(37\)Учить чувствовать — это самое трудное, что есть в воспита­нии. \(38\)Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливо­сти — это дружба, товарищество, братство. \(39\)Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. \(40\)Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.
\(По В\. Сухомлинскому\)