Выбери утверждение, которое передаёт основную мысль текста. (\(1\)) Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (\(2\)) В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa. (\(3\)) У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. <...> (\(4\)) На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (\(5\)) Не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (\(6\)) В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. (\(7\)) И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (\(8\)) Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (\(9\)) «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. (\(10\)) Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (\(11\)) В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным. (А. Чехов «Хорошая новость») Русские люди любят поговорить и послушать Риторика, ханжество слова и краснобайство — это разновидности ораторского мастерства Некоторые юристы, профессора и другие люди, чья профессия тесно связана с ораторским мастерством, оправдываются тем, что они «не умеют» говорить Каждый образованный человек должен уметь хорошо говорить, поэтому следует обучать людей ораторскому мастерству
Задание

Выбери утверждение, которое передаёт основную мысль текста.

(\(1\)) Мы, русские люди, любим поговорить и послушать, но ораторское искусство у нас в совершенном загоне. (\(2\)) В земских и дворянских собраниях, учёных заседаниях, на парадных обедах и ужинах мы застенчиво молчим или же говорим вяло, беззвучно, тускло, «уткнув брады», не зная куда девать руки; нам говорят слово, а мы в ответ — десять, потому что не умеем говорить коротко и не знакомы с той грацией речи, когда при наименьшей затрате сил достигается известный эффект — non multum sed multa. (\(3\)) У нас много присяжных поверенных, прокуроров, профессоров, проповедников, в которых по существу их профессий должно бы предполагать ораторскую жилку, у нас много учреждений, которые называются «говорильнями», потому что в них по обязанностям службы много и долго говорят, но у нас совсем нет людей, умеющих выражать свои мысли ясно, коротко и просто. <...> (\(4\)) На кафедрах у нас сидят заики и шептуны, которых можно слушать и понимать, только приспособившись к ним, на литературных вечерах дозволяется читать даже очень плохо, так как публика давно уже привыкла к этому, и когда читает свои стихи какой-нибудь поэт, то она не слушает, а только смотрит. (\(5\)) Не мешало бы вспомнить, что во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом. (\(6\)) В обществе, где презирается истинное красноречие, царят риторика, ханжество слова или пошлое краснобайство. (\(7\)) И в древности, и в новейшее время ораторство было одним из сильнейших рычагов культуры. (\(8\)) Все лучшие государственные люди в эпоху процветания государств, лучшие философы, поэты, реформаторы были в то же время и лучшими ораторами. (\(9\)) «Цветами» красноречия был усыпан путь ко всякой карьере, и искусство говорить считалось обязательным. (\(10\)) Быть может, и мы когда-нибудь дождёмся, что наши юристы, профессора и вообще должностные лица, обязанные по службе говорить не только учёно, но и вразумительно и красиво, не станут оправдываться тем, что они «не умеют» говорить. (\(11\)) В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать, и в деле образования и воспитания — обучение красноречию следовало бы считать неизбежным.

(А. Чехов «Хорошая новость»)

  • Русские люди любят поговорить и послушать
  • Риторика, ханжество слова и краснобайство — это разновидности ораторского мастерства
  • Некоторые юристы, профессора и другие люди, чья профессия тесно связана с ораторским мастерством, оправдываются тем, что они «не умеют» говорить
  • Каждый образованный человек должен уметь хорошо говорить, поэтому следует обучать людей ораторскому мастерству