Задание

Внимательно прочитайте текст № 1 и текст № 2 из романа-эпопеи "Война и мир". Сопоставьте содержание текстов. Укажите неверное утверждение, выдвинутое при сопоставлении текстов.

Текст № 1

Что бы ни увидал теперь Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно.

Он поглядел на небо. И небо было такое же волшебное, как и земля. На небе расчищало, и над вершинами дерев быстро бежали облака, как будто открывая звёзды. Иногда казалось, что на небе расчищало и показывалось чёрное, чистое небо. Иногда казалось, что эти чёрные пятна были тучки. Иногда казалось, что небо высоко, высоко поднимается над головой; иногда небо спускалось совсем, так что рукой можно было достать его.

Петя стал закрывать глаза и покачиваться.

Капли капали. Шёл тихий говор. Лошади заржали и подрались. Храпел кто-то.

– Ожиг, жиг, ожиг, жиг… – свистела натачиваемая сабля. И вдруг Петя услыхал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественно сладкий гимн... Музыка играла всё слышнее и слышнее. Напев разрастался, переходил из одного инструмента в другой.

Текст № 2

Депо, и пленные, и обоз маршала остановились в деревне Шамшеве. Всё сбилось в кучу у костров. Пьер подошёл к костру, поел жареного лошадиного мяса, лёг спиной к огню и тотчас же заснул. Он спал опять тем же сном, каким он спал в Можайске после Бородина. Опять события действительности соединялись с сновидениями, и опять кто-то, сам ли он или кто другой, говорил ему мысли и даже те же мысли, которые ему говорились в Можайске. "Жизнь есть всё. Жизнь есть Бог. Всё перемещается и движется, и это движение есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания Божества. Любить жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих страданиях, в безвинности страданий". "Каратаев!" — вспомнилось Пьеру. И вдруг Пьеру представился, как живой, давно забытый, кроткий старичок-учитель, который в Швейцарии преподавал Пьеру географию. — "Постой", — сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся поверхность шара состояла из капель, плотно сжатых между собой. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие. Каждая капля стремилась разлиться, захватить наибольшее пространство, но другие, стремясь к тому же, сжимали её, иногда уничтожали, иногда сливались с нею. — Вот жизнь, — сказал старичок-учитель. "Как это просто и ясно, — подумал Пьер. — Как я мог не знать этого прежде. В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать Его. И растёт, сливается, и сжимается, и уничтожается на поверхности, уходит в глубину и опять всплывает. Вот он Каратаев, вот разлился и исчез..."

Толстой намеренно использует символику одних и тех же деталей в снах героев-тёзок, чтобы показать стремление как Пети Ростова, так и Пьера Безухова скрыться от суровой действительности в волшебном мире снов.

Сновидение Пьера Толстой предваряет сном его юного тёзки Пети Ростова, и эти сны имеют глубинную взаимосвязь: они представляют сновидцам целостный образ мироздания и показывают их действительное место в нём.

В обоих снах образ мира представлен через символику капель воды: в сне Пети — это капли дождя, соединившие небо и землю, а в сне Пьера — это глобус в виде живого колеблющегося шара, состоящего из капель.

Сновидения обоих героев соединяются с событиями действительности: в сон Пети Ростова врывается воинственный звук стали о брусок, ржание подравшихся лошадей; Пьер же засыпает, погревшись у костра и поев жареного лошадиного мяса, которым кормили пленных.

Толстой намеренно даёт двум своим "любимым" героям одинаковые имена, чтобы показать, как они оба стремятся быть причастными к делу общенародного масштаба, и во снах оба героя ощущают эту причастность через образы капель, притягивающихся к основной массе воды.