Задание

В каком из перечисленных предложений встречаются языковые антонимы?Прочитайте

текст и выполните задания 7-10.

(1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я

получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой

вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».

(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в

том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент,

когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее –

физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.

(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется,

уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить.

(8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в

наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той

роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! – иронически

восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. – (10)Кому теперь это нужно?»

(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части

нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в

межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое

убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую

очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в

воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее

произведение прозы.

(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не

было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны

странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто

бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и

уже становится ненужной.

(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и

сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны

там, где её нет. (17)Знания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная

словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и

того же врага».

(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить

свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой

совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки

поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко

знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён,

услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в

науке».

(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие

простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной

броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают

злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих

глаз («глаза – зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже

самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая

хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка

кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей

здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и

взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.

(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит

разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не

сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью

ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился

распознавать подлинную красоту.

(По Л.А. Кассилю)

19

21

26

27