Задание
В каком из перечисленных предложений встречаются языковые антонимы?Прочитайте
текст и выполните задания 7-10.
(1)Как-то у нас зашёл разговор о воспитании чувства прекрасного. (2)И я
получил из зала такую записку: «Разве так важно, какой
вкус у человека? (3)А по-моему, лишь бы человек был хорошим и умным».
(4)Я, быть может, и не возвращался бы к такого рода вопросам, но дело в
том, что записка, о которой идёт речь, была получена мною в тот самый момент,
когда у нас вдруг забушевали споры: «Кто важнее –
физики или лирики?» (5)И, конечно, появление этой записки было не случайным.
(6)Многие читатели, вероятно, знакомы с существом этого, как мне кажется,
уже решённого самой жизнью спора. (7)Суть его необходимо сейчас напомнить.
(8)Некоторая часть молодёжи, да и не только молодёжи, стала доказывать, что в
наше сугубо деловое время, «в век атома», искусство уже не может играть той
роли, какую оно играло в прежние времена. (9)«Ах, Бах! Ох, Блок! – иронически
восклицали те, кто отдавал предпочтение физикам. – (10)Кому теперь это нужно?»
(11)Естественно, что это вызвало решительные возражения большей части
нашей молодёжи, которая почти единодушно присоединилась к тому мнению, что «в
межпланетном полёте космонавту будет нужна и ветка сирени». (12)Самое
убедительное заключается здесь, пожалуй, в том, что именно космонавты в первую
очередь подтвердили, как нужна им эта «ветка сирени», как помогали им в
воспитании характера и воли, в свершении подвига и музыка, и поэзия, и хорошее
произведение прозы.
(13)В этой кратковременной дискуссии, надо сказать, ничего нового не
было. (14)Я помню хорошо то время, когда некоторые горячие головы были полны
странного, утопического представления о будущем человечества, в котором будто
бы физика и химия полностью вытеснят лирику, так как она «разнеживает душу» и
уже становится ненужной.
(15)А между тем наука и искусство уже давно добрососедствуют и
сотрудничают. (16)Ещё А.П. Чехов писал: «Я хочу, чтобы люди не видели войны
там, где её нет. (17)Знания всегда пребывают в мире. (18)И анатомия, и изящная
словесность имеют одинаково знатное происхождение, одни и те же цели, одного и
того же врага».
(19)В области художественной несостоятельны все попытки заменить
свободное, вдохновенное человеческое творчество действиями даже самой
совершенной кибернетической машины. (20)Бесплодны, беспочвенны попытки
поссорить физиков с лириками. (21)Известный учёный А. Мошковский, близко
знавший великого А. Эйнштейна, писал о нём: «Скажу прямо, я был поражён,
услышав, что он, великий учёный, находит источник высшего счастья вовсе не в
науке».
(22)Не надо быть особенно искушённым в эстетике, чтобы понять такие
простые истины, что настоящая женская красота имеет мало общего с вульгарной
броскостью или смазливостью и, ещё того меньше, с личиком, где явно проступают
злоупотребления по части косметики. (23)Что одухотворённый взгляд человеческих
глаз («глаза – зеркало души») привлекательнее, чем бессмысленный взор даже
самых очаровательных очей. (24)Что музыка мелодичная, музыка, вызывающая
хорошие человеческие чувства, глубокие раздумья, приятнее уху и сердцу, чем музыка
кричащая, скрипящая, дергающаяся. (25)Что строгая соразмерность всех частей
здания, стройность его архитектурных форм и внутреннее удобство более отрадны и
взору зрителя, и жильцам, чем нагромождение роскошных зодческих ухищрений.
(26)Человек, неспособный отличать красивое от безобразного, не увидит
разницы между истинно прекрасным и поверхностно привлекательным. (27)И он не
сможет по-настоящему познать в жизни многие высокие радости, которые полностью
ощущает лишь тот, кто способен хорошо и сильно чувствовать, кто научился
распознавать подлинную красоту.
(По Л.А. Кассилю)
19
21
26
27