Задание
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.Прочитайте текст и выполните задания 3–8.
Динка огляделась. Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,
вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю
обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.
Яков
сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом
столиком и, склонившись, тачал сапоги. Иоська,
размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала
лукавая ямочка. Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с
огромной русской печкой.
Осторожно
войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась
от неожиданности. Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял
сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой
улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. Она была изображена во
весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
Но
больше всего поразили Динку её глаза. Огромные,
полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. Остановившись
на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого
портрета. Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.
3абывшись, она
молча переводила глаза с портрета матери на сына...
Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. Яков тоже поднял
глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке
выражение сосредоточенной строгости.
–
Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.
–
Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.
Портрет
Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник
портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся
здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. Ноги её, казалось,
приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:
–
Сыграйте, Яков Ильич.
Иоська с готовностью подал отцу скрипку. Яков кивнул сыну и, повернувшись к
портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
Как
только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.
Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях
ладошки, смотрел то на отца, то на мать.
(По В. Осеевой-Хмелёвой)
Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка.
Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.
Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.
Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.