Задание

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.Прочитайте текст и выполните задания 3–8.

Динка огляделась. Уютно белеющая в зелени хата вблизи оказалась старой,

вросшей в землю, облупленной дождями и ветрами. Одной стороной хата стояла на краю

обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу.

Яков

сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом

столиком и, склонившись, тачал сапоги. Иоська,

размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала

лукавая ямочка. Отец и сын сидели в единственной, но очень просторной комнате с

огромной русской печкой.

Осторожно

войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась

от неожиданности. Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял

сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой

улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. Она была изображена во

весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

Но

больше всего поразили Динку её глаза. Огромные,

полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные. Остановившись

на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого

портрета. Казалось, она где-то уже видела эти глаза, улыбку и ямочку на щеке.

3абывшись, она

молча переводила глаза с портрета матери на сына...

Иоська смолк и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. Яков тоже поднял

глаза, и на лице его появилось уже знакомое Динке

выражение сосредоточенной строгости.

Здравствуйте, барышня! – сказал он, поднимаясь навстречу.

Здравствуйте, Яков Ильич! – низко кланяясь, прошептала оробевшая Динка.

Портрет

Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник

портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся

здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас. Ноги её, казалось,

приросли к порогу, и, не зная, что ей делать, она жалостно попросила:

Сыграйте, Яков Ильич.

Иоська с готовностью подал отцу скрипку. Яков кивнул сыну и, повернувшись к

портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

Как

только полились звуки скрипки, страх Динки прошёл.

Играя, Яков смотрел на портрет и, двигая в такт музыке бровями, улыбался. И Катря отвечала ему нежной, строгой улыбкой. А Иоська сидел на сапожной табуретке и, сложив на коленях

ладошки, смотрел то на отца, то на мать.

(По В. Осеевой-Хмелёвой)

Иоська, размахивая руками, что-то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка.

Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

Огромные, полные какой-то внутренней тревоги, умоляющие и требовательные.

Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.