Задание

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Прочитайте

текст и выполните задания 3–8.

В школе

под названием «Республика ШКИД» одновременно с новичком Пантелеевым появилась

дряхлая старуха, мать директора. Старуха эта была почти совсем слепа. Наверно, именно

поэтому шкидцы, которые каждый в отдельности могли быть и добрыми, и чуткими, и

отзывчивыми, а в массе, как это всегда бывает с ребятами, были безжалостны и

жестоки, прозвали старуху Совой. Только два-три раза в день школьники видели,

как, хватаясь свободной рукой за стену и за косяки дверей, пробирается она с

какой-нибудь кастрюлькой или сковородкой на кухню.

И

вот однажды пронёсся слух, что Сова жарит на кухне какие-то необыкновенные

лепёшки.

Вот так смак! Ну и лепёшечки! – раздавались голодные завистливые голоса.

А

Японец совсем разошёлся. Когда через десять минут Сова появилась в коридоре с

блюдом дымящихся лепёшек в руках, он первый бесшумно подскочил к ней и так же

бесшумно двумя пальцами сдёрнул с блюда горячую лепёшку.

Следом

за Японцем к блюду метнулись и другие. Придерживаясь левой рукой за гладкую

стену, старуха медленно шла по паркету Белого зала, и с каждым её шагом груда

аппетитных лепёшек на блюде таяла. Когда Сова открывала дверь в квартиру, на

блюде не оставалось ничего, кроме жирных пятен.

А

ребята уже разбежались по классам.

Там

стоял несмолкаемый гогот. Запихивая в рот пятую или шестую лепёшку и облизывая

жирные пальцы, Японец на потеху товарищам изображал, как Сова входит с пустым

блюдом в квартиру. И тут кто-то заметил новичка, который, насупившись, стоял у

дверей и без улыбки смотрел на происходящее. У него одного не блестели губы, он

один не притронулся к лепёшкам Совы.

А ты чего зевал? – спросили у него. – Неужели ни одной лепёшки не успел

слямзить?

А ну вас, – сказал новенький, и губы у него запрыгали, – это – хамство. Скажите

– герои какие: на старуху напали!..

Несколько

человек накинулись на новенького. Мальчишки держали его за руки, а Японец

запихивал новенькому в рот грязную, жирную лепёшку.

Никто

не заметил, как открылась дверь и появился директор. Его взгляд остановился на

Пантелееве. Тот уже поднялся и приводил себя в порядок, облизывая губы, глотая

слёзы и остатки лепёшки. Директор оглядел Пантелеева с головы до ног. Губы его

искривила брезгливая усмешка.

А ну, иди за мной! – приказал он новенькому.

Через

пять минут новенький был наказан – водворён в тесную комнатку изолятора.

Шкидцы

притихли и недоумевали. Но ещё большее недоумение произвела на них речь

директора, произнесённая им за ужином.

Ребята, сегодня в стенах нашей школы произошёл возмутительный случай. Один из

вас совершил отвратительный поступок. Он обидел старого, немощного человека. Но

позже я оказался свидетелем поступка ещё более омерзительного. Я видел, как вы

избивали своего товарища. Как бы гнусно ни поступил Пантелеев, выражать своё

возмущение таким диким способом – это позорно и недостойно!

Лёнька

сидел третьи сутки в изоляторе и не знал, что его судьба взбудоражила и

взволновала всю школу.

Всё-таки, ребята, это хамство, – кипятился Японец. – Парень взял на себя вину,

страдает неизвестно за что, а мы… Мы должны всем классом пойти к директору и

сказать, что Пантелеев не виноват, а виноваты мы.

Ладно, дураков поищи! Иди сам, если хочешь.

Неизвестно,

чем кончилась бы вся эта история, если бы не пронёсся слух, что Пантелеев

выпущен из изолятора. Через несколько минут он сам появился в классе.

Знаешь, Лёнька, ты – молодец, – проговорил Японец, краснея и шмыгая носом. –

Прости нас, пожалуйста. Это я не только от себя, я от всего класса говорю.

Лицо

новенького порозовело. Что-то вроде слабой улыбки появилось на его пересохших

губах. Примирение состоялось.

(По Л. Пантелееву)

Директор оглядел Пантелеева с головы до ног.

Он обидел старого, немощного человека.

Как бы гнусно ни поступил Пантелеев, выражать своё возмущение таким диким способом – это позорно и недостойно!

Лицо новенького порозовело.