Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Прочитайте текст и выполните задания 3–8. Нелегко приходилось порою Павлуше. Помимо приготовления собственных уроков, помимо хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью, надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым и ленивым внуком лавочника. Во время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. Хозяйка думала, что мальчик слишком горд и гнушается. Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем, а в лучшем случае пустыми кислыми щами. Нынче он снова превозмог себя и отказался. Занятие началось. С трудом преодолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы. Теперь письмо. Писал ученик преужасно. – Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками диктовку, возмутился Павлуша. – Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава! Что ваши дед и бабушка на это скажут? – От дедушки мне попадёт! А бабушка плакать будет, это уж обязательно. – С чего это будет плакать бабушка? Голос, который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала перед Павлушей и его учеником и прервала занятие. – Да вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому что могут опять в том же классе оставить... Хочу нынче же с почтенным Кузьмой Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не видно никакого успеха. Всё это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей. – Батюшка мой, что ты это вдруг такое неслыханное да бестолковое надумал! Дело известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то! – Да поймите же, что не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша. – Тебе, глупому, мешают чужие денежки? Ты знай себе учи его да поучивай, а что из этого выйдет – не твоё дело. Мало – плату прибавим! Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора. – Не надо мне прибавок. Видно: не делает мой ученик успехов, и тщетны мои старания… Ах, да не поймёте вы, что уж тут! Павлуша простился с некоторой неловкостью, потому что от смущения и обиды хотелось плакать, и быстро зашагал по проспекту. А бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед: – Подумаешь, как генерал какой. Отцовский плащ от старости с плеч расползается – до дыр уже заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. Самому есть нечего, а туда же... Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... Богач какой! Придёт вечер, и дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит на сердце: – Не знаю, папаша... Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня, фанфаронство какое-то... Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... Да ведь у меня есть долг! Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но... Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша! Он закончит своё признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на зарабатывавшего всегда только честным трудом отца. Что-то дрогнет в бледном худом лице труженика... И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время, разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. И улыбка эта скажет без слов: «Мой сын... Горжусь я таким-то. Он знает, что такое честный труд. Мой сын иначе и поступить не мог». (По Л. Чарской) Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье. С трудом преодолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы. Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава! Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.
Задание

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.Прочитайте текст и выполните задания 3–8.

Нелегко
приходилось порою Павлуше. Помимо приготовления собственных уроков, помимо
хлопот с больной матерью, прикованной день и ночь к постели, Павлуше, к несчастью,
надо было урывать по полтора часа ежедневно для занятий репетиторством с глупым
и ленивым внуком лавочника.
Во
время занятий ему предлагали чай с булочкой, а он отказывался. Хозяйка думала,
что мальчик слишком горд и гнушается. Но Павлуша, даже очень голодный, никогда
бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не
бывало в его семье, питавшейся одним хлебом да картофелем, а в лучшем случае
пустыми кислыми щами.
Нынче он снова
превозмог себя и отказался.
Занятие
началось. С трудом преодолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай,
главные реки Европы.
Теперь
письмо. Писал ученик преужасно.

Опять вы «лесной» через «и» написали! – проверяя его усеянную ошибками
диктовку, возмутился Павлуша. – Ведь вы так на четвёртый год в классе
останетесь, работая спустя рукава! Что ваши дед и бабушка на это скажут?
– От
дедушки мне попадёт! А бабушка плакать будет, это уж обязательно.
– С
чего это будет плакать бабушка?
Голос,
который послышался с порога, принадлежал лавочнице, которая тут же предстала
перед Павлушей и его учеником и прервала занятие.
– Да
вот предостерегаю внучка вашего, потому что учится уж он больно плохо и потому
что могут опять в том же классе оставить... Хочу нынче же с почтенным Кузьмой
Матвеевичем переговорить, ведь нельзя же мне даром деньги брать с вас, если не
видно никакого успеха.
Всё
это Павлуша, смущённый вопросом лавочницы, произнёс, краснея до ушей.

Батюшка мой, что ты это вдруг такое неслыханное да бестолковое надумал! Дело
известное: сиди себе да учи, небось, не просидишь места-то!
– Да
поймите же, что не могу я деньги брать задаром, ежели внук ваш никаких успехов
в занятиях со мной не показывает! – волнуясь, дрожащим голосом говорил Павлуша.

Тебе, глупому, мешают чужие денежки? Ты знай себе учи его да поучивай, а что из
этого выйдет – не твоё дело. Мало – плату прибавим!
Яркий,
багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу
юного репетитора.
– Не
надо мне прибавок. Видно: не делает мой ученик успехов, и тщетны мои старания…
Ах, да не поймёте вы, что уж тут!
Павлуша
простился с некоторой неловкостью, потому что от смущения и обиды хотелось
плакать, и быстро зашагал по проспекту.
А
бабушка нерадивого ученика долго ещё не могла успокоиться и всё ворчала вслед:
– Подумаешь,
как генерал какой. Отцовский плащ от старости с плеч расползается – до дыр уже
заношен, а гордости у него на целую сотню целкачей. Самому есть нечего, а туда
же... Чаю не хочу, пирог не нужно, и прибавки он не желает к жалованью... Богач
какой!
Придёт
вечер, и дома Павлуша после долгих расспросов расскажет всю горечь, что лежит
на сердце:
– Не
знаю, папаша... Они этого не понимают, когда думают, что гордость это у меня,
фанфаронство какое-то... Только всё тяжелее мне с каждым разом брать от них
деньги, которые мне по уговору платят за занятия, а они не поймут... Да ведь у
меня есть долг! Как был бы я счастлив, заметив у него хоть каплю успехов, но...
Не знаю, поймёте ли вы меня, папаша!
Он
закончит своё признание голосом, дрожащим от волнения, и робко взглянет на
зарабатывавшего всегда только честным трудом отца. Что-то дрогнет в бледном
худом лице труженика... И улыбка, гордая и счастливая в одно и то же время,
разомкнёт его почти всегда сомкнутые губы. И улыбка эта скажет без слов: «Мой
сын... Горжусь я таким-то. Он знает, что такое честный труд. Мой сын иначе и
поступить не мог».
\(По Л\. Чарской\)

  • Но Павлуша, даже очень голодный, никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами, которых уже давно не бывало в его семье.
  • С трудом преодолел ученик Павлуши задачу и вызубрил, как попугай, главные реки Европы.
  • Ведь вы так на четвёртый год в классе останетесь, работая спустя рукава!
  • Яркий, багрово-красный румянец пошёл пятнами по худенькому, совсем ещё детскому лицу юного репетитора.