Задание

Текст — это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

При использовании цепной связи в тексте каждое последующее предложение сцепляется с предыдущим. Средствами связи могут выступать местоимения разных разрядов, а также лексический повтор, формы слова и однокоренные слова.

Лексический повтор — это повтор слова (без изменения формы).

Пример:

«Наташа очень любила гулять в парке. В парке она находила покой и умиротворение».

Формы слова — это варианты одного и того же слова, отличающиеся грамматическими признаками (например, слово может быть употреблено в разных падежах).

Пример:

«Все мамы читают своим детям сказки. Ведь в сказках добро всегда побеждает зло».

Однокоренные слова — это слова с одним корнем и общим значением.

Пример:

«Имя Пушкина известно каждому. Пушкинские сказки знают во всём мире».

Обрати внимание!

Средства связи могут сочетаться друг с другом.

Пример:

«(\(1\)) Маша взяла корзинку и пошла в лес за грибами. (\(2\)) Она вышла на полянку, на которой росло много не только грибов, но и ягод».

В этом примере \(2\) предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова.

Прочитай тексты. Выполни задания.

Текст \(1\)

(\(1\)) Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. (\(2\)) В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. (\(3\)) Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок. (\(4\)) Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. (\(5\)) Под горою текла речонка Теша (По повести А. Гайдара «Школа»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:2.

Текст \(2\)

(\(1\)) Жил на селе одинокий старик. (\(2\)) Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. (\(3\)) Дедушка пришёл на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. (\(4\)) Был старичок хром, не по годам сед. (\(5\)) От щеки его через губы пролёг кривой рваный шрам (По рассказу А. Гайдара «Горячий камень»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:2.

Текст \(3\)

(\(1\)) Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что своё уже отсеяли и отработали. (\(2\)) Попалось нам дерево, разбитое молнией. (\(3\)) Наткнулись мы на табун лошадей, из которых каждая — хоть самому Будённому. (\(4\)) Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. (\(5\)) Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки-люди (По рассказу А. Гайдара «Голубая чашка»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:5.