Задание
Текст — это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.
При использовании цепной связи в тексте каждое последующее предложение сцепляется с предыдущим. Средствами связи могут выступать местоимения разных разрядов, а также лексический повтор, формы слова и однокоренные слова.
Лексический повтор— это повтор слова (без изменения формы).
Пример:
«Наташа очень любила гулять в парке. В паркеона находила покой и умиротворение».
Формы слова— это варианты одного и того же слова, отличающиеся грамматическими признаками (например, слово может быть употреблено в разных падежах).
Пример:
«Все мамы читают своим детям сказки. Ведь в сказкахдобро всегда побеждает зло».
Однокоренные слова— это слова с одним корнем и общим значением.
Пример:
«Имя Пушкина известно каждому. Пушкинские сказки знают во всём мире».
Обрати внимание!
Средства связи могут сочетаться друг с другом.
Пример:
«(1) Маша взяла корзинку и пошла в лес за грибами. (2) Она вышла на полянку, на которой росло много не только грибов, но и ягод».
В этом примере 2 предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова.
Прочитай тексты. Выполни задания.
Текст 1
(1) Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. (2) В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. (3) Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок. (4) Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. (5) Под горою текла речонка Теша (По повести А. Гайдара «Школа»).
Задание
Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.
Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.
Ответ: .
Текст 2
(1) От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. (2) Наконец он устал. (3) Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила. (4) Однако никакой пчелы на камне не было. (5) Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы (По рассказу А. Гайдара «Горячий камень»).
Задание
Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи отрицательного местоимения и форм слова.
Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.
Ответ: .
Текст 3
(1) Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что своё уже отсеяли и отработали. (2) Попалось нам дерево, разбитое молнией. (3) Наткнулись мы на табун лошадей, из которых каждая — хоть самому Будённому. (4) Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. (5) Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки-люди (По рассказу А. Гайдара «Голубая чашка»).
Задание
Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.
Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.
Ответ: .