Текст — это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически. При использовании цепной связи в тексте каждое последующее предложение сцепляется с предыдущим. Средствами связи могут выступать местоимения разных разрядов, а также лексический повтор, формы слова и однокоренные слова. Лексический повтор— это повтор слова (без изменения формы). Пример: «Наташа очень любила гулять в парке. В паркеона находила покой и умиротворение». Формы слова— это варианты одного и того же слова, отличающиеся грамматическими признаками (например, слово может быть употреблено в разных падежах). Пример: «Все мамы читают своим детям сказки. Ведь в сказкахдобро всегда побеждает зло». Однокоренные слова— это слова с одним корнем и общим значением. Пример: «Имя Пушкина известно каждому. Пушкинские сказки знают во всём мире». Обрати внимание! Средства связи могут сочетаться друг с другом. Пример: «(\(1\)) Маша взяла корзинку и пошла в лес за грибами. (\(2\)) Она вышла на полянку, на которой росло много не только грибов, но и ягод». В этом примере \(2\) предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова. Прочитай тексты. Выполни задания. Текст \(1\) (\(1\)) Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. (\(2\)) В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. (\(3\)) Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок. (\(4\)) Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. (\(5\)) Под горою текла речонка Теша (По повести А. Гайдара «Школа»). Задание Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора. Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания. Ответ: . Текст \(2\) (\(1\)) От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. (\(2\)) Наконец он устал. (\(3\)) Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила. (\(4\)) Однако никакой пчелы на камне не было. (\(5\)) Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы (По рассказу А. Гайдара «Горячий камень»). Задание Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи отрицательного местоимения и форм слова. Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания. Ответ: . Текст \(3\) (\(1\)) Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что своё уже отсеяли и отработали. (\(2\)) Попалось нам дерево, разбитое молнией. (\(3\)) Наткнулись мы на табун лошадей, из которых каждая — хоть самому Будённому. (\(4\)) Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. (\(5\)) Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки-люди (По рассказу А. Гайдара «Голубая чашка»). Задание Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания. Ответ: .
Задание

Текст — это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически.

При использовании цепной связи в тексте каждое последующее предложение сцепляется с предыдущим. Средствами связи могут выступать местоимения разных разрядов, а также лексический повтор, формы слова и однокоренные слова.

Лексический повтор — это повтор слова (без изменения формы).

Пример:

«Наташа очень любила гулять в парке. В парке она находила покой и умиротворение».

Формы слова — это варианты одного и того же слова, отличающиеся грамматическими признаками (например, слово может быть употреблено в разных падежах).

Пример:

«Все мамы читают своим детям сказки. Ведь в сказках добро всегда побеждает зло».

Однокоренные слова — это слова с одним корнем и общим значением.

Пример:

«Имя Пушкина известно каждому. Пушкинские сказки знают во всём мире».

Обрати внимание!

Средства связи могут сочетаться друг с другом.

Пример:

«(\(1\)) Маша взяла корзинку и пошла в лес за грибами. (\(2\)) Она вышла на полянку, на которой росло много не только грибов, но и ягод».

В этом примере \(2\) предложение связано с предыдущим при помощи личного местоимения и форм слова.

Прочитай тексты. Выполни задания.

Текст \(1\)

(\(1\)) Городок наш Арзамас был тихий, весь в садах, огороженных ветхими заборами. (\(2\)) В тех садах росло великое множество «родительской вишни», яблок-скороспелок, терновника и красных пионов. (\(3\)) Сады, примыкая один к другому, образовывали сплошные зелёные массивы, неугомонно звеневшие пересвистами синиц, щеглов, снегирей и малиновок. (\(4\)) Через город, мимо садов, тянулись тихие зацветшие пруды, в которых вся порядочная рыба давным-давно передохла и водились только скользкие огольцы да поганая лягва. (\(5\)) Под горою текла речонка Теша (По повести А. Гайдара «Школа»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и лексического повтора.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:[ ].

Текст \(2\)

(\(1\)) От стыда и горя Ивашка забрёл в лес, заблудился и попал на болото. (\(2\)) Наконец он устал. (\(3\)) Опустился на торчавший из мха голубой камень, но тотчас же с воплем подскочил, так как ему показалось, что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила. (\(4\)) Однако никакой пчелы на камне не было. (\(5\)) Этот камень был, как уголь, горячий, и на плоской поверхности его проступали закрытые глиной буквы (По рассказу А. Гайдара «Горячий камень»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи отрицательного местоимения и форм слова.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:[ ].

Текст \(3\)

(\(1\)) Встретили мы за деревней и невысокие зелёные могилы, где лежат те, что своё уже отсеяли и отработали. (\(2\)) Попалось нам дерево, разбитое молнией. (\(3\)) Наткнулись мы на табун лошадей, из которых каждая — хоть самому Будённому. (\(4\)) Увидали мы и попа в длинном чёрном халате. (\(5\)) Посмотрели ему вслед и подивились тому, что остались ещё на свете чудаки-люди (По рассказу А. Гайдара «Голубая чашка»).

Задание

Выпиши номер предложения, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

Номер предложения записывай без скобок и других знаков препинания.

Ответ:[ ].