Текст для работы. (1) В той комнате незначащая встреча: Французик из Бордо, надсаживая грудь, Собрал вокруг себя род веча И сказывал, как снаряжался в путь В Россию, к варварам, со страхом и слезами; Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция. (2) — Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком; Такой же толк у дам, такие же наряды... (3) Он рад, но мы не рады. (4) Умолк. (5) И тут со всех сторон Тоска, и оханье, и стон. (6) Ах! Франция! Нет в мире лучше края — Решили две княжны, сестрицы, повторяя Урок, который им из детства натвержён. (7) Куда деваться от княжён! — (8) Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил Господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья; Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой, Кто мог бы словом и примером Нас удержать, как крепкою вожжой, От жалкой тошноты по стороне чужой. (9) Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад — И нравы, и язык, и старину святую, И величавую одежду на другую По шутовскому образцу: Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем, Рассудку вопреки, наперекор стихиям; Движенья связаны, и не краса лицу; Смешные, бритые, седые подбородки! (10) Как платья, волосы, так и умы коротки! (11) Ах! если рождены мы всё перенимать, Хоть у китайцев бы нам несколько занять Премудрого у них незнанья иноземцев. (12) Воскреснем ли когда от чужевластья мод? (13) Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. (14) «Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то! Ну как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!» — забормотал мне кто-то. (15) Вообразите, тут у всех На мой же счёт поднялся смех. (16) «Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно! Сударыня! Ха! Ха! ха! ха! ужасно!» — Я, рассердясь и жизнь кляня, Готовил им ответ громовый; Но все оставили меня. — (17) Вот случай вам со мною, он не новый; Москва и Петербург — во всей России то, Что человек из города Бордо, Лишь рот открыл, имеет счастье Во всех княжён вселять участье; И в Петербурге и в Москве _____. 1. Кто произносит данный монолог? Молчалин Чацкий Фамусов Репетилов 2. Какова тема монолога? Обличение общества за следование русским традициям Обличение общества за преклонение перед иностранной модой Обличение общества за жестокое обращение с крепостными крестьянами 3. Какие средства выразительности выделены в предложениях 1, 10 и 16? Гипербола, сравнение, эпитет Метафора, сравнение, эпитет Гипербола, оксюморон, сравнение 4. Какими словами заканчивается монолог Чацкого? Вон из Москвы! сюда я больше не ездок. Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскорблённому есть чувству уголок!.. Карету мне, карету! Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, В чьей по несчастью голове Пять, шесть найдётся мыслей здравых И он осмелится их гласно объявлять, — Глядь... Опять увидеть их мне суждено судьбой! Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен? Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен! Решение задания: 1. Монолог «В той комнате незначащая встреча» произносит Чацкий. 2. Тема — это предмет изображения. К теме можно задать вопрос: о чём? Чацкий возмущён преклонением общества перед всем иностранным. Это прослеживается в следующих его высказываниях: а) «Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями; Своя провинция». б) «Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев». Следовательно, тема монолога Чацкого — обличение общества за преклонение перед иностранной модой. 3. В предложении 1 выделена гипербола (чрезмерное преувеличение): «Ни звука русского, ни русского лица не встретил». В предложении 10 выделено сравнение с союзом как: «Как платья, волосы, так и умы коротки!». В предложении 16 выделено образное определение, то есть эпитет: «ответ громовый». Правильный ответ: гипербола, сравнение, эпитет. 4. Монолог заканчивается следующими словами: «Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых, В чьей по несчастью голове Пять, шесть найдется мыслей здравых И он осмелится их гласно объявлять, — Глядь...»
Задание

Выбери верные ответы
Текст для работы.
(1) В той комнате незначащая встреча:

Французик из Бордо, надсаживая грудь,

Собрал вокруг себя род веча

И сказывал, как снаряжался в путь

В Россию, к варварам, со страхом и слезами;

Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция. (2) — Посмотришь, вечерком

Он чувствует себя здесь маленьким царьком;

Такой же толк у дам, такие же наряды...

(3) Он рад, но мы не рады.

(4) Умолк. (5) И тут со всех сторон

Тоска, и оханье, и стон.

(6) Ах! Франция! Нет в мире лучше края —

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им из детства натвержён.

(7) Куда деваться от княжён! —

(8) Я одаль воссылал желанья

Смиренные, однако вслух,

Чтоб истребил Господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья;

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой,

Кто мог бы словом и примером

Нас удержать, как крепкою вожжой,

От жалкой тошноты по стороне чужой.

(9) Пускай меня объявят старовером,

Но хуже для меня наш Север во сто крат

С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад —

И нравы, и язык, и старину святую,

И величавую одежду на другую

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

(10) Как платья, волосы, так и умы коротки!

(11) Ах! если рождены мы всё перенимать,

Хоть у китайцев бы нам несколько занять

Премудрого у них незнанья иноземцев.

(12) Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

(13) Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

(14) «Как европейское поставить в параллель

С национальным — странно что-то!

Ну как перевести мадам и мадмуазель?

Ужли сударыня!!» — забормотал мне кто-то.

(15) Вообразите, тут у всех

На мой же счёт поднялся смех.

(16) «Сударыня! Ха! ха! ха! ха! прекрасно!

Сударыня! Ха! Ха! ха! ха! ужасно!» —

Я, рассердясь и жизнь кляня,

Готовил им ответ громовый;

Но все оставили меня. —

(17) Вот случай вам со мною, он не новый;

Москва и Петербург — во всей России то,

Что человек из города Бордо,

Лишь рот открыл, имеет счастье

Во всех княжён вселять участье;

И в Петербурге и в Москве _____.

  1. Кто произносит данный монолог?
  • Молчалин
  • Чацкий
  • Фамусов
  • Репетилов
  1. Какова тема монолога?
  • Обличение общества за следование русским традициям
  • Обличение общества за преклонение перед иностранной модой
  • Обличение общества за жестокое обращение с крепостными крестьянами
  1. Какие средства выразительности выделены в предложениях 1, 10 и 16?
  • Гипербола, сравнение, эпитет
  • Метафора, сравнение, эпитет
  • Гипербола, оксюморон, сравнение
  1. Какими словами заканчивается монолог Чацкого?
  • Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,

Где оскорблённому есть чувству уголок!..

Карету мне, карету!
Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей по несчастью голове

Пять, шесть найдётся мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, —

Глядь...
Опять увидеть их мне суждено судьбой!

Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,

И дым Отечества нам сладок и приятен!

Решение задания:

  1. Монолог «В той комнате незначащая встреча» произносит Чацкий.

  2. Тема — это предмет изображения. К теме можно задать вопрос: о чём?

Чацкий возмущён преклонением общества перед всем иностранным. Это прослеживается в следующих его высказываниях:

а) «Приехал — и нашёл, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Своя провинция».

б) «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев».

Следовательно, тема монолога Чацкого — обличение общества за преклонение перед иностранной модой.

  1. В предложении 1 выделена гипербола (чрезмерное преувеличение): «Ни звука русского, ни русского лица не встретил».

В предложении 10 выделено сравнение с союзом как: «Как платья, волосы, так и умы коротки!».

В предложении 16 выделено образное определение, то есть эпитет: «ответ громовый».

Правильный ответ: гипербола, сравнение, эпитет.

  1. Монолог заканчивается следующими словами:

«Кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых,

В чьей по несчастью голове

Пять, шесть найдется мыслей здравых

И он осмелится их гласно объявлять, —

Глядь...»