Спортивная жизнь
Задумываемся ли мы о том, что тема спорта в нашей жизни — это не отдельное явление, а ежедневное функционирование человека?
Механика движения, производство функциональной одежды и обуви (та, что не промокает, не продувается и согревает) и, главное, эффективная работа человеческого мозга — это всё про спорт и жизнь одновременно. И это не случайность.
Этимология (происхождение) слова «спорт» ведёт начало от старофранцузского «disport», переводящегося как «развлекать, забавляться, играть», далее французского «desporter» — «отвлекать (от работы)» и заимствованного из английского «sport». Смысл этого слова указывает на то, что спорт — не просто какой-то вид деятельности, отвлекающей от работы, а активная, физическая деятельность человека, которая может быть совмещена с работой (например, с интеллектуальной деятельностью).
Главный аргумент про спортивную жизнь — это аргумент про то, как гаджеты (цифровые приборы) изменили отношение к жизненному процессу «движение» (ходьба, бег), которое происходит во времени. Изменилось понимание ключевой физической величины «время» и его измерение: часы из универсального датчика времени превратились в фитнес-часы — датчики различных физических и биологических величин, описывающих как механику движения человека (число шагов, пройденное расстояние за определённый промежуток времени, высоту подъёма и др.), так и функциональные параметры его организма (давление, частоту сердечных сокращений, продолжительность и качество сна и др.).
На рисунках \(1\), \(2\) и \(3\) представлены экспериментальные данные недельного исследования влияния физической (ходьба) и интеллектуальной (выполнение тестового задания с различным набором символов — буквы, цифры, рисунки — на устойчивость и концентрацию внимания) нагрузок на состояние сердечно-сосудистой системы человека с помощью регистрации фитнес-часами частоты сердечных сокращений (далее — \([ЧСС]= 1 ~ \frac{уд}{мин}\), т. е. \(1\) удар в минуту) и темпа движения. Проверялась следующая гипотеза исследования: ежедневные нагрузки при прохождении длинного маршрута (\(10\) км) с большой скоростью и выполнении одного и того же тестового задания повышают значения ЧСС.
Обозначения на рисунках: \(N\) — номер дня недели, \(\overline{T}\) — среднее значение темпа движения с указанием конкретных значений (например, \(10,0\atop \bullet\)), \(t\) — время выполнения тестового задания с указанием количества ошибок (например, \(\underbrace{1,00/2\atop \bullet}\_{время/кол-во \ ошибок}\)), \(\overline{ЧСС}\) — среднее значение ЧСС (термин «средний» обозначает усреднённое за один день значение величины).
Нажми, чтобы прочитать дополнительный материал про пульс и ЧСС.
Пульс (от лат. pulsus — толчок, удар) — колебания стенок артерий, которые происходят под действием импульсов определённого количества крови за конкретный промежуток времени и связаны с сокращениями сердца за это же время.
Для взрослого здорового человека частоту пульса и ЧСС можно считать приблизительно равными.
Рис. \(1\). Недельные показатели среднего темпа движения
Рис. \(2\). Недельные показатели времени выполнения тестового задания с указанием количества ошибок
Рис. \(3\). Недельные показатели средних значений ЧСС
Нажми, чтобы прочитать дополнительный материал про надёжность измерений физической величины.
Надёжность измерений (далее — Н) — вероятность попадания измеренного значения величины в доверительный интервал \((x_{ср}\pm \Delta x)\) или вероятность того, что измерение является \(\color{red}{истинным/верным}\), где \(x_{ср}\) — среднее значение величины, \(\Delta x\) — абсолютная погрешность измерений.
Установи все верные выводы, сформулированные по результатам интерпретации экспериментальных данных.
(Укажи их номера в порядке возрастания без пробелов между символами.)
ВЫВОДЫ
- Гипотеза в эксперименте по доказательству влияния физических и интеллектуальных нагрузок на повышение значений ЧСС является достоверно доказанной, т. к. приблизительно половина измерений, представленных на каждом из графиков, является истинной: надёжность экспериментальных данных во всех трёх выборках имеет следующие значения: \(Н\_{\overline{T}}\approx 57 \ \%\), \(Н\_t\approx 43 \ \%\) и \(Н\_{\overline{ЧСС}}\approx 57 \ \%\).
- Гипотезу в эксперименте по доказательству влияния физических и интеллектуальных нагрузок на повышение значений ЧСС достоверно доказать не получится, т. к. приблизительно половина измерений, представленных на каждом из графиков, является неверной: надёжность экспериментальных данных во всех трёх выборках имеет следующие значения: \(Н\_{\overline{T}}\approx 57 \ \%\), \(Н\_t\approx 43 \ \%\) и \(Н\_{\overline{ЧСС}}\approx 57 \ \%\).
- При анализе измерений были выявлены дни, в которые экспериментальные данные не являются истинными: для графика \(t(N)\) — \(2\), \(3\), \(6\) и \(7\)-й дни и для графиков \(\overline{T}(N)\) и \(\overline{ЧСС}(N)\) — \(3\), \(4\) и \(5\)-й дни.
- Самое большое значение \(\overline{ЧСС}=120\pm 10\) уд/мин при прохождении \(10\) км с самым большим средним значением модуля мгновенной скорости \(5\) км/ч и самое большое количество ошибок (\(6\)) за самый большой промежуток времени \(t=1,10\pm 0,05\) ч фиксируется при значении \(N=3\), т. е. в \(3\)-й день, в который экспериментальные данные для всех графиков \(\overline{T}(N)\), \(\overline{ЧСС}(N)\) и \(t(N)\) являются истинными.
Ответ: [ ].