Задание

Составь план текста. Для этого выдели основные смысловые фрагменты текста и озаглавь каждый из них.

Учение детей отечественному языку имеет три цели: во-первых, развить в детях ту врождённую душевную способность, которую называют даром слова; во-вторых, ввести детей в сознательное обладание сокровищами родного языка и, в-третьих, усвоить детям логику этого языка, т. е. грамматические его законы в их логической системе. Эти три цели достигаются не одна после другой, но совместно. Однако же для ясности изложения я должен сказать о достижении каждой из этих целей отдельно.

Первая цель — развитие дара слова. Дар слова есть сила, врождённая душе человека, и, как всякая сила, телесная или душевная, крепнет и развивается не иначе как от упражнений. Самое полное знакомство с богатствами народной словесности и самое глубокое знание грамматики хотя могут обогатить ум учащегося, но не разовьют в нём дара слова, если эта душевная сила в своё время была лишена достаточных упражнений. Сочинения, если под ними разуметь упражнение дара слова, должны составлять главное занятие на уроках отечественного языка, но они должны быть действительно упражнениями, т. е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою самостоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз.

Вторую цель в преподавании русского языка составляет усвоение форм языка, выработанных как народом, так и литературой. Язык народа есть произведение творческой способности дара слова не одного человека и не одной человеческой жизни, а бесчисленных жизней, бесчисленных поколений. Природа страны и история народа, отражаясь в душе человека, выражалась в слове. Вводя дитя в народный язык, мы вводим его в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа.

Третья цель, которая достигается при первоначальном преподавании отечественного языка, есть усвоение грамматики. Грамматика языка есть его логика; а потому логические упражнения более всего подготовляют к изучению грамматики.

(К. Д. Ушинский)