Задание

Соотнесите музыкальные фрагменты частей Концерта для скрипки с оркестром А. Хачатуряна с описаниями музыкальных образов и средств выразительности, с помощью которых происходит развитие в музыке.

фрагмент 2

фрагмент 1

фрагмент 3

Вторая часть – лирическая вдохновенная "песня". Представляется, что звучит она среди величавых гор Кавказа. Освещённый солнцем горный пейзаж всё время меняет окраску, чаруя своей первозданной красотой. Эта песня словно набирает силу, становится всё более могучей и светлой, как гимн солнцу, любви, красоте. Вступление ко второй части напоминает наигрыш-импровизацию ашуга перед песней. Солирующие фагот, а затем кларнет подражают звучанию народного инструмента зурны. Нежная и мечтательная мелодия на фоне лёгкого вальсового сопровождения оркестра звучит у солирующей скрипки. Интонации томления придают ей характерный восточный оттенок. В отдельных оборотах этой мелодии можно уловить сходство с протяжно-лирическими армянскими песнями "Антуни" (Бездомный), "Крунк” (Журавель).

Первая часть концерта начинается энергичным и коротким вступлением. Его основной мотив построен на чередовании секундовых и терцовых интонаций, характерных для армянской народной музыки. Главная партия появляется у солирующей скрипки в сопровождении оркестра, тема имеет песенно-танцевальный характер. Ее отличают чёткий, упругий ритм, быстрый темп. "Лавина" виртуозных пассажей в оркестре выступает контрастом побочной партии: музыка подобна плавно-скользящему танцу, полному грации, с различной ладовой окраской, типичной для народных лирических песен.

Третья часть (Allegro vivace) – музыкальная картина весёлого и многолюдного праздника. Это как бы общий танец, на фоне которого время от времени выделяются танцоры-солисты. В финале звучат не только новые темы, но и мелодии предыдущих частей. Темп и ритм танца подчиняют себе все эти темы и объединяют их в общем настроении. Тема главной партии радостная, задорная, лукавая. По своим интонациям она близка напеву армянского танца "Вард-кошикс" (Розовый башмачок). Совсем иного склада тема побочной партии. Нежная и грустная, она растворяется в легко скользящих пассажах. Далее возвращается рефрен – тема главной партии.