Прочитай текст и выполни задание
Роль фразеологизмов в тексте
- Афористично, кратко и ёмко выражают мысль.
- Ярко и эмоционально описывают особенности душевного состояния человека.
- Позволяют описывать действия, поступки людей.
- Делают речь героев яркой и неповторимой.
Среди выражений найди фразеологизмы, которые употреблены в тексте. Запиши, в чём заключается их роль.
(1) Научить думать — самая трудная задача учителя.
(2) Научиться думать — самая трудная задача ученика.
(3) Все неприятности в школе, всё нежелание учиться,все плохие отметки — всё происходит большей частью оттого, что мы или не умеем думать, или, чаще, не хотимдумать, потому что думать тяжело. (4) Умственный трудтяжелее физического, человек быстрее устаёт, да и результаты не всегда налицо.
(5) Когда копают канаву или точат детали, то хорошоли мы работали, плохо ли, а всё же что-то сделали, что-то есть после нашей работы, что-то изменилось. (6) Номожно продумать день, два, три, год и ничего не придумать, всё без толку, словно и не работал, не трудился.(7) Можно ломать голову над задачкой три часа и не решить её, так что начинает казаться, что и нечего было сидеть. (8) Умственный труд, в отличие от физического,часто не приносит никаких результатов, несмотря на всенаши старания и даже несмотря на умение. (9) Конечно,школьный умственный труд не бывает слишком тяжёлым.(10) Учителя выбирают такие задания, чтобы они были по силам неокрепшему уму, чтобы их можно было выполнить. (11) Для каждого возраста, для каждого класса —свой потолок трудности. (12) Но некоторые ребята не выдерживают и этой небольшой нагрузки и, ещё не успев надорваться, перестают думать — перестают заниматьсяумственным трудом. (13) Они ходят в школу, что-то отвечают, что-то делают, но каждый раз, когда надо приложить умственные усилия, они опускают руки. (14) Или спишут задачку, или ещё как-нибудь обойдутся. (15) Постепенно они совсем отвыкают думать, и вот тогда-то учение и становится настоящим мучением, адом кромешным.(16) Учение без умственного труда, без думания, невозможно. (17) Оно нестерпимо скучно.
(18) А кто постепенно разовьёт в себе это главное человеческое умение — умение думать, кто приучит себя думать, у кого появится лучшая из лучших привычек —привычка всегда, постоянно думать, тот будет учиться сувлечением. (19) Потому что умственный труд, как никакой другой, сам в себе таит радость и обладает замечательным свойством: чем больше работаешь умом, тем большеработать хочется.
По С. Л. Соловейчику