Задание

***Прослушайте музыкальные фрагменты из фортепианного цикла П. И. Чайковского "Времена года". Рассмотрите изображения и прочтите описания музыкальных пьес. Основываясь на своеобразии музыкальных, литературных и художественных образов, распределите элементы по группам.

"Масленица". Февраль

"Подснежник". Апрель

"Баркарола". Июнь

"Осенняя песнь". Октябрь

Это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыки гуляющей толпы, озорным звучанием народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур П. И. Чайковский создаёт картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шёпот сливаются в одну яркую и пёструю картину празднества.

Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.

П. А. Вяземский

Пьеса построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души чувство надежды на будущее и затаённого ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.

Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звёзды с таинственной грустью

Будут над нами сиять.

А. Н. Плещеев

Голубенький чистый

Подснежник: цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слёзы

О горе былом

И первые грёзы

О счастьи ином...

А. Н. Майков

Эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески вёсел. В русской музыке первой половины XIX века они получили большое распространение и стали неотъемлемой частью русской лирической музыки, а также нашли своё отражение в русской поэзии и в живописи.

Фрагмент № 1

Фрагмент № 2

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья жёлтые по ветру летят...

А. К. Толстой

Это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. В средней части возникает некоторый подъём, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным "вздохам" и уже к совершенно безнадёжному полному умиранию.

Фрагмент № 3

Фрагмент № 4