Задание

***Прослушайте музыкальные фрагменты из фортепианного цикла П. И. Чайковского "Времена года". Рассмотрите изображения и прочтите описания музыкальных пьес. Основываясь на своеобразии музыкальных, литературных и художественных образов, распределите элементы по группам.

  • Группы
    • "Масленица". Февраль

    • "Подснежник". Апрель

    • "Баркарола". Июнь

    • "Осенняя песнь". Октябрь

  • Варианты
    • Это картина народного гуляния, где живописные моменты сочетаются с звукоподражанием музыки гуляющей толпы, озорным звучанием народных инструментов. Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы. С помощью угловатых ритмических фигур П. И. Чайковский создаёт картину с шумными и радостными возгласами толпы, притоптыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шёпот сливаются в одну яркую и пёструю картину празднества.
    • Скоро масленицы бойкой
      Закипит широкий пир.
      П. А. Вяземский
    • Пьеса построена на вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлётом эмоций. В ней проникновенно передано то волнение, которое возникает при созерцании весенней природы, и радостное, скрытое в глубинах души чувство надежды на будущее и затаённого ожидания. В пьесе три раздела. Первый и третий повторяют друг друга. Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства. Эмоциональный порыв в заключительном разделе сохраняется до самого конца.
    • Выйдем на берег, там волны
      Ноги нам будут лобзать,
      Звёзды с таинственной грустью
      Будут над нами сиять.
      А. Н. Плещеев
    • Image
    • Голубенький чистый
      Подснежник: цветок,
      А подле сквозистый
      Последний снежок.
      Последние слёзы
      О горе былом
      И первые грёзы
      О счастьи ином...
      А. Н. Майков
    • Эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели. Песни эти были, как правило, певучими, и ритм и аккомпанемент подражали плавному движению лодки под равномерные всплески вёсел. В русской музыке первой половины XIX века они получили большое распространение и стали неотъемлемой частью русской лирической музыки, а также нашли своё отражение в русской поэзии и в живописи.
    • Image
    • Фрагмент № 1Image
    • Фрагмент № 2
      \[не удалось загрузить изображение\]
    • Image
    • Осень, осыпается весь наш бедный сад,
      Листья жёлтые по ветру летят...
      А. К. Толстой
    • Это песнь умирания всего живого. В мелодии преобладают грустные интонации — вздохи. В средней части возникает некоторый подъём, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным "вздохам" и уже к совершенно безнадёжному полному умиранию.
    • Фрагмент № 3Image
    • \[не удалось загрузить изображение\]
    • Фрагмент № 4
      \[не удалось загрузить изображение\]