Прочти тексты,изучи данные таблиц****и выполни задания.
Употребление железа в его различных формах является основным элементом мощи и прогресса современной индустрии. Нынешняя цивилизация, весь прогресс техники и науки, основаны, в значительной мере, на железе. Железоделательная, вернее сказать — стальная индустрия медленно развивалась в течение предшествующих веков, её чудовищно быстрый рост — лишь с начала последнего шестидесятилетия. Две цифры красноречиво говорят об этом: в \(1860\) г. выплавлялось чугуна во всём мире \(7\) милл. тонн, в \(1910\) — \(70\) милл. тонн. За пятидесятилетие производство удесятерилось.
(М. П. Павлович)
Производство чёрного металла ведущими странами (по данным М. П. Павловича), млн тонн
| | \(1860\) г. | \(1870\) г. | \(1900\) г. | \(1910\) г. |
| --- | --- | --- | --- | --- |
| Великобритания | \(3,5\) | \(6,05\) | \(9,1\) | \(10,2\) |
| Франция | \(1,0\) | \(1,2\) | \(2,7\) | \(4,0\) |
| США | \(0,8\) | \(1,7\) | \(14,0\) | \(27,0\) |
| Германия | \(0,7\) | \(1,4\) | \(8,5\) | \(14,0\) |
| Россия | \(0,25\) | \(0,3\) | \(3,0\) | \(3,0\) |
| Австро-Венгрия | \(0,2\) | \(0,35\) | \(0,8\) | \(2,1\) |
Благодаря своим колониям Англия увеличила «свою» железнодорожную сеть на \(100\) тысяч километров, вчетверо больше, чем Германия. Между тем общеизвестно, что развитие производительных сил Германии за это время, и особенно развитие каменноугольного и железоделательного производства, шло несравненно быстрее, чем в Англии, не говоря уже о Франции и России. В \(1892\) году Германия производила \(4,9\) миллиона тонн чугуна, против \(6,8\) в Англии; а в \(1912\) году уже \(17,6\) против \(9,0\), т. е. гигантский перевес над Англией! Спрашивается, на почве капитализма какое могло быть иное средство, кроме войны, для устранения несоответствия между развитием производительных сил и накоплением капитала, с одной стороны, — разделом колоний и «сфер влияния» для финансового капитала, с другой?
(В. И. Ленин)
Длина железных дорог в крупнейших державах вместе с колониями (по данным В. И. Ленина), тыс. км
\(1890\) г. | \(1913\) г. | Итого прирост | |
---|---|---|---|
США | \(268\) | \(413\) | \(145\) |
Британская империя | \(107\) | \(208\) | \(101\) |
Россия | \(32\) | \(78\) | \(46\) |
Германия | \(43\) | \(68\) | \(25\) |
Франция | \(41\) | \(63\) | \(22\) |
1.Выбери одно верное суждение, напрямую связанное с содержанием представленных источников.
- Табличная информация дополняет текстовую
- И Ленин, и Павлович представили информацию о закономерностях развития капитализма в колониях
- Текстовая и табличная информация противоречат друг другу
- Какой вывод можно сделать, изучив тексты и таблицы?
(Выбери один правильный ответ.)
- По данным Павловича, Англия и Франция значительно снизили темпы своего развития к началу \(XX\) века
- По данным Павловича, США уже в начале \(XX\) века стали лидером по производству металла
- Ленин считает, что развитие железных дорог было важным направлением развития для Германии
- Какой общий вывод можно сделать, изучив представленные источники в целом?
(Выбери один правильный ответ.)
- Небольшие вложения металла в строительство железных дорог нельзя рассматривать как одну из причин подготовки Германии к войне
- Соотношение между количеством металла и строительством железных дорог косвенно указывает на подготовку Германии к войне
- Изучив представленные источники, можно предположить, что Германия использовала почти весь выплавляемый металл в военной промышленности