Задание

Прочитайте тексты, дающие объяснения методико-дидактическим принципам обучения иностранным языкам. Установите соответствия между текстами и принципами.

Любой урок иностранного языка направлен на развитие определенных коммуникативных умений и языковых навыков. Это означает, что уроки планируются с учетом ожидаемых результатов, и что при планировании урока ожидаемые результаты формулируются в форме четкого описания знаний и умений («Ученик знает» и «Ученик может»). Также это означает, что достижение того или иного планируемого результата за определенный промежуток времени может и должно быть измерено. Конечно, не все результаты можно измерить. Так, например, не представляется возможным измерить достижение личностных результатов.

Урок, ориентированный на учащихся, учитывает их индивидуальность, их интересы и потребности в процессе овладения иностранным языком. Это означает, среди прочего, что учебные материалы и организация деятельности на уроке (формы работы) должны соотноситься с конкретной целевой группой и что учащимся на выбор предлагается ряд различных задач и способов их решения (стратегии). Это должно положительно повлиять на мотивацию учащихся.

Данный принцип предполагает языковую подготовку обучающихся к реальной речевой деятельности через имитацию коммуникативно-прагматических ситуаций на уроках иностранного языка. Основное внимание при этом уделяется созданию на уроках иностранного языка реальной коммуникативной ситуации с использованием аутентичных учебных материалов. Учитель не читает лекций и не формулирует правил с использованием грамматических терминов, а, как правило, выступает в качестве помощника (тьютора).

Данный принцип предполагает активное участие обучающихся в уроке, более основательную работу с учебным материалом и, следовательно, достижение высоких образовательных результатов. Учащиеся активно участвуют в процессе обсуждений вопросов, обмениваются мнениями, сами обнаруживают лингвистические структуры и описывают закономерности, сами пытаются сформулировать грамматические правила. Учащиеся частично берут на себя организационные функции учителя. Активные ученики более мотивированы и сосредоточены на выполнении коммуникативных задач. Они стремятся осознавать, что они могут и как они изучают иностранный язык.

Данный принцип предполагает кооперацию учащихся при выполнении поставленных задач. Так, например, они могут выражать собственные взгляды и реагировать на мнение окружающих. При этом задания должны быть сконструированы таким образом, чтобы заставить учащихся взаимодействовать, например, через ролевые игры или через задания, которые требуют о чем-либо договориться друг с другом, кого-либо в чем-либо убедить, проинформировать собеседника.

Учащимся необходимо научиться осознанно подходить к собственному обучению. С самого начала урок должен быть направлен на эффективное использование уже имеющихся языковых знаний и опыта и одновременно на подготовку к изучению других иностранных языков.

Речевая деятельность находится в прямой связи с социокультурным контекстом. Поэтому важно, чтобы в уроке иностранного языка создавались учебные коммуникативные ситуации, в рамках которых учащиеся могли приобрести опыт межкультурного общения. При этом культурные различия и сходства в процессе коммуникации становятся более ощутимыми. В идеале учащиеся приобретают знания и овладевают коммуникативными стратегиями, с помощью которых они смогут ориентироваться в жизненных реалиях той или иной страны изучаемого языка.

Учащиеся должны выполнять задания, которые связаны с их реальным жизненным опытом, либо быть ориентированы на выполнение задач, связанных с применением иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. У учащихся должна быть возможность сформулировать для себя «реальные» вопросы и ответить на них на иностранном языке. Введение новой лексики и грамматических структур не может быть изолировано от формирования и совершенствования коммуникативных умений.

Обычно учащиеся параллельно с первым иностранным языком изучают еще один иностранный язык, который может помочь им, например, быстрее распознать определенные грамматические структуры изучаемого языка и понять смысл незнакомых слов. Поэтому при обучении иностранному языку с точки зрения ориентации на многоязычие учителю необходимо учитывать уже имеющийся лингвистический и коммуникативный опыт учащихся.

Современные учащиеся используют цифровые медийные средства для изучения иностранного языка. Они приносят с собой на занятие смартфоны и планшеты, ищут информацию на иностранном языке в интернете, используют электронные словари, обмениваются информацией на многочисленных онлайн-площадках. Цифровые средства обучения становятся еще одним мощным мотивационным толчком, когда они предлагают дополнительные возможности для изучения языка, способствуют активному взаимодействию внутри группы учащихся, позволяют сделать результаты обучения прозрачными. Также использование цифровых медийных средств меняет способы коммуникации и обработки информации многих учащихся и может существенно облегчить работу учителя.

Ориентация на результат (компетенции)

Индивидуализация обучения

Ориентация на речевую деятельность

Активизация деятельности учащихся

Ориентация на

взаимодействие (интерактивность)

Содействие развитию учебной самостоятельности (автономии)

Ориентация на

межкультурную компетенцию

Ориентация на решение коммуникативных заданий (кейсов)

Ориентация на многоязычие

Интеграция цифровых средств обучения (МЭШ)