ЯКУТИЯ Полюс холода – самое холодное место в Северном полушарии – находится в Якутии. Оно располагается в районе городов Оймяко́н и Верхоянск. Зимой в этом районе температура достигает -70 градусов! Здесь живёт Чысхаа́н [1]. За короткое лето земля успевает прогреться и оттаять только на поверхности, поэтому на территории вечной мерзлоты очень трудно вырасти какому-либо дереву. Отчего главные растения здесь без корней, и это лишайники. Растут они очень медленно. Например, накипно́й лишайник может вырасти за 200 лет всего на миллиметр. Однако живут они очень долго. Некоторым арктическим лишайникам уже около 10 лет! Лишайники и мхи в тундре – своего рода убежище для насекомых, а также единственная пища для оленей зимой. Кроме оленей, в таком климате обитают полярные медведи, а также волки, песцы, зайцы-беляки, ле́мминги. Вечная мерзлота сохранила до наших дней останки вымерших животных – мамонтов. Летом на Крайний Север прилетают миллионы птиц. Моря Арктики – место обитания китов, нарва́лов, каса́ток, белу́х, тюленей и моржей. Чтобы сохранить весь этот животный мир, в Арктике создан Большой Арктический государственный природный заповедник, самый большой в Евразии. Конечно, помимо животных, на вечной мерзлоте живут ещё и люди. Они охотятся, рыбачат, пасут оленей, добывают полезные ископаемые и др. Самый северный народ в России – нганасаны – живёт на Таймы́ре [2]. Удачным жилищем для коренных жителей народов Крайнего севера является чум [3]. Его можно быстро установить в любом месте, где решит устроить привал кочующая с оленями семья. На вечной мерзлоте можно построить и современные дома. Только нужно понимать, что они должны стоять на сваях [4], чтобы не оседали, когда верхняя часть почвы оттает. И в Якутии, вдали от цивилизации, детям необходимо учиться. Поэтому существуют кочевые школы. Чтобы не отрывать детей от семьи, отправляя их в школу-интернат, в маленькие северные посёлки школа приезжает сама. Ба́лок [5] оборудован партами, компьютерами, доской – всем необходимым для учёбы. Для нганасан в Таймыре работают четыре кочевые школы. Якутский новый год – Ысыа́х – отмечают не зимой, а летом, в дни солнцестояния. На празднике обязательно проводят старинные обряды: угощают огонь и землю кумы́сом [6], водят хоровод вокруг священных столбов, благодарят солнце за свет и тепло. (По О. Колпаковой) ______ [1] Чысхаа́н – сказочный якутский властелин мороза, дух холода, хранитель вечной мерзлоты. Выглядит как старец с длинной бородой. Одет в синюю шубу, украшенную рисунком в виде северного сияния и шапку с высокими рогами, символизирующую воплощение Быка Зимы. [2] Таймы́р – крупнейший полуостров России и самая северная часть Евразии. [3] Чум – традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и в зависимости от обычаев или сезона покрывается корой, ровдугой, оленьими шкурами или войлоком. [4] Сваи – деревянные, металлические или железобетонные стержни, которые заглубляют в грунт в основании зданий и сооружений для придания прочности фундаменту. [5] Ба́лок – жильё на полозьях, которое можно перевозить снегоходом. [6] Кумы́с – кисломолочный напиток, изготавливаемый обычно из молока кобылы. Ответьте на вопрос. Основываясь на информации в тексте, укажите, для чего в Якутии существуют кочевые школы. Отметьте ОДИН правильный ответ. Кочевые школы были придуманы для того, чтобы дети, живущие вдали от цивилизации, имели возможность получать образование не вдали от дома. Людям было скучно, и они решили устроить развлечение для своих детей – школу, которая будет передвигаться. Кочевые школы нужны для того, чтобы дети привыкали к постоянным переездам из одного места в другое. Кочевые школы были придуманы в честь кочевников.
Задание

Прочитайте текст.

ЯКУТИЯ
Полюс холода – самое холодное место в Северном полушарии – находится в Якутии. Оно располагается в районе городов Оймяко́н и Верхоянск. Зимой в этом районе температура достигает -70 градусов! Здесь живёт Чысхаа́н

\[1\]
.
За короткое лето земля успевает прогреться и оттаять только на поверхности, поэтому на территории вечной мерзлоты очень трудно вырасти какому-либо дереву. Отчего главные растения здесь без корней, и это лишайники. Растут они очень медленно. Например, накипно́й лишайник может вырасти за 200 лет всего на миллиметр. Однако живут они очень долго. Некоторым арктическим лишайникам уже около 10 лет!
Лишайники и мхи в тундре – своего рода убежище для насекомых, а также единственная пища для оленей зимой. Кроме оленей, в таком климате обитают полярные медведи, а также волки, песцы, зайцы-беляки, ле́мминги. Вечная мерзлота сохранила до наших дней останки вымерших животных – мамонтов. Летом на Крайний Север прилетают миллионы птиц. Моря Арктики – место обитания китов, нарва́лов, каса́ток, белу́х, тюленей и моржей. Чтобы сохранить весь этот животный мир, в Арктике создан Большой Арктический государственный природный заповедник, самый большой в Евразии.
Конечно, помимо животных, на вечной мерзлоте живут ещё и люди. Они охотятся, рыбачат, пасут оленей, добывают полезные ископаемые и др. Самый северный народ в России – нганасаны – живёт на Таймы́ре
\[2\]
.
Удачным жилищем для коренных жителей народов Крайнего севера является чум
\[3\]
. Его можно быстро установить в любом месте, где решит устроить привал кочующая с оленями семья. На вечной мерзлоте можно построить и современные дома. Только нужно понимать, что они должны стоять на сваях
\[4\]
, чтобы не оседали, когда верхняя часть почвы оттает.
И в Якутии, вдали от цивилизации, детям необходимо учиться. Поэтому существуют кочевые школы. Чтобы не отрывать детей от семьи, отправляя их в школу-интернат, в маленькие северные посёлки школа приезжает сама. Ба́лок
\[5\]
оборудован партами, компьютерами, доской – всем необходимым для учёбы. Для нганасан в Таймыре работают четыре кочевые школы.
Якутский новый год – Ысыа́х – отмечают не зимой, а летом, в дни солнцестояния. На празднике обязательно проводят старинные обряды: угощают огонь и землю кумы́сом
\[6\]
, водят хоровод вокруг священных столбов, благодарят солнце за свет и тепло.
\(По О\. Колпаковой\)
______
\[1\]
Чысхаа́н – сказочный якутский властелин мороза, дух холода, хранитель вечной мерзлоты. Выглядит как старец с длинной бородой. Одет в синюю шубу, украшенную рисунком в виде северного сияния и шапку с высокими рогами, символизирующую воплощение Быка Зимы.
\[2\]
Таймы́р – крупнейший полуостров России и самая северная часть Евразии.
\[3\]
Чум – традиционное жилище конической формы, состоит из рамы, которая составляется из жердей и в зависимости от обычаев или сезона покрывается корой, ровдугой, оленьими шкурами или войлоком.
\[4\]
Сваи – деревянные, металлические или железобетонные стержни, которые заглубляют в грунт в основании зданий и сооружений для придания прочности фундаменту.
\[5\]
Ба́лок – жильё на полозьях, которое можно перевозить снегоходом.
\[6\]
Кумы́с – кисломолочный напиток, изготавливаемый обычно из молока кобылы.

Ответьте на вопрос.
Основываясь на информации в тексте, укажите, для чего в Якутии существуют кочевые школы. Отметьте ОДИН правильный ответ.

  • Кочевые школы были придуманы для того, чтобы дети, живущие вдали от цивилизации, имели возможность получать образование не вдали от дома.
  • Людям было скучно, и они решили устроить развлечение для своих детей – школу, которая будет передвигаться.
  • Кочевые школы нужны для того, чтобы дети привыкали к постоянным переездам из одного места в другое.
  • Кочевые школы были придуманы в честь кочевников.