Задание

Прочитайте текст. Выберите поочередно карточки и выполните задания в них

(1) Лётчик вышел, тяжело качаясь, из кабины, упал на нагретую солнцем щебёнчатую землю и так пролежал без движения несколько часов. (2) Только к концу дня, когда солнце начало клониться к закату, он пошевелился, открыл глаза и прислушался. (3) Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно. (4) Загадочный этот звук заставил его сесть и осмотреться.

(5) Он лежал в кустах низкорослого цветущего боярышника на склоне горы, падавшей отвесной стеной в море, а оно спокойно несло к подножию этой горы прозрачные волны. (6) Переливы этих волн колебали на листве боярышника слабые отблески.

(7) Лазурь простиралась вокруг от земли до зенита — густая и чуть туманная, рождённая великим безветрием южной благословенной страны.

(8) Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока. (9) А над боярышником и дроком просвечивало небо. (10) На нём застыли на той страшной высоте, где он только что был, облака, похожие на розовые перья.

(11) Хотелось пить. (12) Флягу он оставил в кабине.

(13) Где-то далеко, почти на самом краю земли, прокричал петух, а в кустах затрещала, вертясь, какая-то крошечная птица с красным горлом.

(14) — Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника. (15) — Скоро вечер.(16) Пожалуй, запоют соловьи.

(17) Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу. (18) Он плакал, не скрываясь. (19) Он плакал и думал, что имеет на это право.

(20) Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

(21) — За одну минуту... — сказал он медленно и остановился. (22) — За одну минуту жизни на этой Земле я отдам всё. (23) За одну минуту!

(24) Голова у него кружилась. (25) В кустарнике что-то мелькнуло — белое и лёгкое, и он закричал:

(26) — Ко мне!

(27) Он кричал, он звал кого-то, но даже не слышал собственного голоса. (28) Он не видел, как девочка лет двенадцати, обыкновенная мечтательная девочка, любившая бродить по склонам этой горы и представлять себя Золушкой, изгнанной из дому, — бежала к нему.

(29) Она задыхалась. (30) Она сразу поняла, что произошло, что это лежит разбившийся лётчик. (31) Она плакала и не вытирала слёз, они слетали с её побледневших щёк и брызгали на её руки и светлое платье, но после каждой тяжёлой слезы глаза девочки сияли всё больше и больше.

(32) Лётчик, очнувшись, увидел в этих глазах всё, чего только можно ждать хорошего от жизни: лазурь, и блеск, и нежность, и страх за его жизнь, и любовь, такую же робкую, как венчик совершенно крошечного горного цветка, щекотавшего его щеку.

(33) — Вы оттуда? — спросила шёпотом девочка.

(34) — Да. (35) Я оттуда.

(36) — Я помогу вам. (37) Пойдёмте! — сказала она, всё ещё плача. (38) Лётчик протянул ей руку.

(39) Она взяла её и вдруг прижалась к его руке заплаканными глазами.

(40) — Земля! — сказал лётчик, пытаясь подняться.

(41) — Ты — земля! (42) Ты — радость!

(43) У него всё время кружилась голова.

(44) — Да, да, — торопливо повторяла девочка, не понимая, о чём говорит лётчик. (45) — Вы обопритесь на меня. (46) Я сильная.

(47) Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

(По К. Паустовскому)

Выберите правильный вариант ответа

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему лётчик заплакал?»

— Земля! — сказал лётчик и погладил листья боярышника.

— Земля! — повторил он громче, и тяжёлый железный комок подкатил к горлу.

Он плакал и думал, что имеет на это право.

Никогда до этих пор он не знал, не видел, не думал, что Земля так трогательна и так нежна.

Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

А над боярышником и дроком просвечивало небо.

Среди кустов боярышника были разбросаны, как брызги золотой воды, венчики дрока.

Ему показалось, что солнечный свет шумит усыпительно и равномерно.

Лётчик взглянул на её худенькие загорелые руки, все в веснушках, и ласково потрепал их.

Выберите правильный ответ

Выпишите слова в том виде (число, род, падеж), в котором они используются в тексте

Из 28-го предложения выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от следующего за ней согласного.

Ответ:

Из 38—40-го предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением — «приближение, присоединение ».

Ответ:

Из 7—8-го предложений выпишите слово, в котором правописание н/нн в суффиксе определяется тем, что это краткое страдательное причастие.

Ответ:

Выпишите слово

Замените разговорное слово «затрещала» в 13-м предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

Ответ:

Синоним к слову