Задание
Прочитайте текст.
В течение двух столетий существовало два равноправных варианта произносительной нормы: московский и петербургский (ленинградский). Московский вариант произносительной нормы сложился раньше петербургского. В основе петербургского произношения, по мнению В. И. Чернышёва, лежит московский говор, так как в новой столице поселился двор, высшие чиновники и знать, жившие до этого в Москве и говорившие по-московски. <…> новой столице, строящейся заново, нужна была рабочая сила, которую набирали из ближайших деревень. Петербургское произношение складывалось под воздействием окружающих город северновеликорусских и средневеликорусских говоров.
В лингвистической литературе довольно широко бытует утверждение, что особенности ленинградского произношения объясняются влиянием письменной формы языка. В действительности влияние письменной формы на формирование петербургско-ленинградского произношения, как и на устную форму вообще, невелико (непонятно, почему письменная форма литературного языка не влияла на произношение москвичей). По-видимому, лишь небольшая часть признаков ленинградского произношения может быть объяснена влиянием орфографии. В основном же на особенности произношения воздействие оказывали более сложные факторы, и в их числе окружающие Петербург говоры.
Рассмотрение современной произносительной нормы требует подробного, исчерпывающего описания двух равноправных её вариантов. Московский вариант, который многие исследователи считали основным, довольно подробно и систематично описан в литературе. В работах, посвящённых описанию московской нормы, упоминаются и некоторые особенности ленинградского произношения.
Описание ленинградского произношения требует последовательного изложения всех орфоэпических особенностей, которыми это произношение отличалось от московского, независимо от времени, когда это различие имело место, и независимо от качества различия.
(По Л.А. Вербицкой)
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
1. ВАРИАНТ. Лингв. Формальное видоизменение языковой единицы как одно из допустимых способов её выражения. Разговорный в. ударения. Орфоэпические, морфологические варианты.
2. ДВОР. В монархических странах: монарх, его семья и приближенные к ним лица. Царский д. Находиться при дворе. Близок ко двору.
3. ЯЗЫК. ед., перен., чего. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я.фактов. Я. цветов. Я. танца.
4. СЧИТАТЬ. кого-что. Определять точное количество кого-чего-н. С. деньги.
5. ИЗЛОЖЕНИЕ. Письменное упражнение (обычно школьное) - перелагающее содержание прочитанного или услышанного. Письменное и. Писать и. Оценка за и.
Запишите номера ответов в порядке возрастания, без пробелов и иных символов: 12345