Задание

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) С этой ночи в Ромашове произошёл глубокий душевный надлом. (2) Он стал уединяться от общества офицеров, обедал большею частью дома, совсем не ходил на танцевальные вечера в собрание. (3) Он точно созрел, сделался старше и серьёзнее за последние дни и сам замечал это по тому грустному и ровному спокойствию, с которым он теперь относился к людям и явлениям. (4) Нередко по этому поводу вспоминались ему чьи-то давным-давно слышанные или читанные им смешные слова, что человеческая жизнь разделяется на какие-то «люстры» — в каждом люстре по семи лет — и что в течение одного люстра совершенно меняется у человека состав его крови и тела, его мысли, чувства и характер. (5) А Ромашову недавно окончился двадцать первый год.

(6) Теперь, когда у него оставалось больше свободы и уединения, всё чаще и чаще приходили ему в голову непривычные, странные и сложные мысли, вроде тех, которые так потрясли его месяц тому назад, в день его ареста. (7) Случалось это обыкновенно после службы, в сумерки, когда он тихо бродил в саду под густыми засыпающими деревьями и, одинокий, тоскующий, прислушивался к гудению вечерних жуков и глядел на спокойное розовое темнеющее небо.

(8) Эта новая внутренняя жизнь поражала его своей многообразностью. (9) Раньше он не смел и подозревать, какие радости, какая мощь и какой глубокий интерес скрываются в такой простой, обыкновенной вещи, как человеческая мысль.

(10) Он уже знал теперь твёрдо, что не останется служить в армии и непременно уйдет в запас, как только минуют три обязательных года, которые ему надлежало отбыть за образование в военном училище. (11) Но он никак не мог себе представить, что он будет делать, ставши штатским. (12) Поочерёдно он перебирал: акциз, железную дорогу, коммерцию, думал быть управляющим имением, поступить в департамент. (13) И тут впервые он с изумлением представил себе всё разнообразие занятий и профессий, которым отдаются люди. (14) «Откуда берутся, — думал он, — разные смешные, чудовищные, нелепые и грязные специальности? (15) Каким, например, путём вырабатывает жизнь тюремщиков, акробатов, палачей, собачьих цирюльников, жандармов, фокусников, банщиков, коновалов? (16) Или, может быть, нет ни одной даже самой пустой, случайной, капризной, насильственной человеческой выдумки, которая не нашла бы тотчас же исполнителя и слуги?»

(17) Также поражало его, — когда он вдумывался поглубже, — то, что огромное большинство интеллигентных профессий основано исключительно на недоверии к человеческой честности и таким образом обслуживает человеческие пороки и недостатки. (18) Иначе к чему были бы повсюду необходимы конторщики, бухгалтеры, чиновники, полиция, таможня, контролеры, инспекторы и надсмотрщики — если бы человечество было совершенно?

(19) Он думал также о священниках, докторах, педагогах, адвокатах и судьях — обо всех этих людях, которым по роду их занятий приходится постоянно соприкасаться с душами, мыслями и страданиями других людей. (20) И Ромашов с недоумением приходил к выводу, что люди этой категории скорее других черствеют и опускаются, погружаясь в халатность, в холодную и мёртвую формалистику, в привычное и постыдное равнодушие. (21) Он знал, что существует и ещё одна категория — устроителей внешнего, земного благополучия: инженеры, архитекторы, изобретатели, фабриканты, заводчики. (22) Но они, которые могли бы общими усилиями сделать человеческую жизнь изумительно прекрасной и удобной, — они служат только богатству.

(23) Таким образом, Ромашов неуверенно, чрезвычайно медленно, но всё глубже и глубже вдумывался в жизненные явления. (24) И всё ясней и ясней становилась мысль, что существуют только три гордых призвания человека: наука, искусство и свободный физический труд. (25) С новой силой возобновились мечты о литературной работе. (26) Иногда, когда ему приходилось читать хорошую книгу, проникнутую истинным вдохновением, он мучительно думал: (27) «Боже мой, ведь это так просто, я сам это думал и чувствовал. (28) Ведь и я мог бы сделать то же самое!» (29) Его тянуло написать повесть или большой роман, канвой к которому послужили бы ужас и скука военной жизни. (30) В уме всё складывалось отлично — картины выходили яркие, фигуры живые, фабула развивалась и укладывалась в прихотливо-правильный узор, и было необычайно весело и занимательно думать об этом. (31) Но когда он принимался писать, выходило бледно, по-детски вяло, неуклюже, напыщенно или шаблонно. (32) Пока он писал — горячо и быстро, — он сам не замечал этих недостатков, но стоило ему рядом с своими страницами прочитать хоть маленький отрывок из великих русских творцов, как им овладевало бессильное отчаяние, стыд и отвращение к своему искусству.

(По А.И.Куприну)

Выберите из перечисленных утверждений верные.

В предложениях 10-11 представлено описание.

В предложениях 1-5 содержатся элементы повествования.

В предложении 11 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 12.

В предложениях 17-18 содержится рассуждение.

Предложение 31 противопоставлено по содержанию предложению 30.