Задание
Прочитайте текст и выполните задание.
(1)…К тому времени война пришла на Смоленщину.
(2)И всё-таки первый школьный день обставляли торжественно. (3)Какое бы ни свирепствовало лихо, этот день должен остаться в памяти первоклассников добром и светом. (4)Школу украсили зелёными ветками, ребят одели во всё новое.
(5)Анна Тимофеевна с особой теплотой вспоминает, как снаряжала сына в школу. (6)Она напекла ему толстых ржаных блинов и, завернув в газету, уложила вместе с тетрадками и учебниками в самодельный ранец. (7)Дом Гагариных находился далеко от школы, в другом конце длиннющей, с заворотом, деревенской улицы, и Юре даже на большой перемене не поспеть к домашнему обеду. (8)Наутюженный, с расчёсанной волосок к волоску головой, он то и дело спрашивал мать:
— (9)Ты всё положила?
— (10)Всё, всё, сынок, надевай-ка свою амуницию.
(11)От волнения он никак не мог попасть в лямки ранца. (12)Анна Тимофеевна взялась за тоненькую и хрупкую руку сына, и сердце у нее испуганно захолонуло от любви и жалости.
(13)Юра нахлобучил фуражку и решительно шагнул за дверь.
— (14)Не балуйся, сынок, слушайся учителей.
(15)Анна Тимофеевна вышла на улицу. (16)За околицей с десяток деревенских жителей призывного возраста под командой ветерана-инвалида занимались шагистикой и разучиванием ружейных приемов. (17)Боевого оружия в наличии не имелось, кроме учебной винтовки с просверлённым во избежание выстрела патронником, и ратники обходились гладко обструганными палками. (18)Трудно верилось, что это сельское воинство сумеет остановить вооружённого до зубов неприятеля.
(19)Прихрамывая, подошёл Алексей Иванович. (20)Его костистое лицо притемнилось.
— (21)Не берут, чтоб им пусто! — проговорил в сердцах. — (22)Как сруб сгонять, так Гагарин, а как отечество защищать — пошёл вон!
— (23)Будет тебе, Алёша, не минует тебя эта война. — печально сказала Анна Тимофеевна.(24)Незадолго перед окончанием занятий Анна Тимофеевна, гонимая тем же чувством тревоги и печали, пошла к школе. (25)Думала встретить сына по пути, но первый учебный день что-то затянулся. (26)Она оказалась у широких, низких школьных окон.
(27)В классе дети читали стихотворения. (28)В это время настал черёд мальчика, похожего на мужичка с ноготок. (29)Он вышел к столу учительницы, откашлялся и сказал, что любимого стихотворения у него нет.
— (30)Ну, так прочти, какое хочешь, — улыбнулась учительница Ксения Герасимовна.
(31)Мальчик одёрнул пиджачок и сказал, что нелюбимого стихотворения тоже прочесть не может: зачем ему было запоминать нелюбимые стихи?
(32)Он вернулся на свое место, ничуть не смущённый хихиканьем класса, и тут же принялся что-то жевать, осторожно добывая пищу из парты. (33)Ксения Герасимовна вызвала Гагарина. (34)Она еще не договорила фамилии, а Юра выметнулся из-за парты и стремглав — к учительскому столу.
— (35)Моё любимое стихотворение! — объявил он звонко.
(36)Анна Тимофеевна понимала радость и нетерпение сына. (37)Юра любил стихи про лётчиков, самолёты, небо и раз даже выступал в Гжатске на районном смотре самодеятельности и заслужил там книжку Маршака и почётную грамоту. (38)Но он не стал читать стихотворение, уже принёсшее ему триумф, и Анне Тимофеевне понравилось, что он не прельстился готовым успехом:
(39)Мой милый товарищ, мой лётчик,
Хочу я с тобой поглядеть,
Как месяц по небу кочует,
Как по лесу бродит медведь.
(40)Давно мне наскучило дома…
— (41)Давно мне наскучило дома… — сказал Юра каким-то затухающим голосом.
(42)Класс громко рассмеялся. (43)Юра поглядел возмущённо на товарищей, и тут пронзительно прозвенел звонок — вестник освобождения.
— (44)Ну, хоть тебе и наскучило дома, а придётся идти домой, — улыбнулась Ксения Герасимовна. — (45)Наш первый школьный день окончен.
(46)Ребята захлопали крышками парт.
— (47)Не разбегайтесь! — остановила их учительница. — (48)Постройтесь в линейку! (49)По росту.
(50)Начинается катавасия. (51)Особенно взволнован Юра. (52)Со скромностью он занимает место правофлангового, но отсюда его бесцеремонно теснят другие, рослые ученики, и он оказывается почти в хвосте.
(53)Но и тут не кончились его страдания. (54)Лишь две девочки добродушно согласились считать себя ниже Юры, но, оглянув замыкающих линейку, учительница решительно переставила Юру в самый хвост.
(55)Он стоял, закусив губы, весь напрягшись, чтоб не разрыдаться. (56)А во главе линейки невозмутимо высился тот, кто не знал ни одного стихотворения.
(57)Едва учительница произнесла: «По домам!» — как Юра опрометью кинулся из класса и угодил в добрые руки матери. (58)Она всё видела, всё поняла.
— (59)Не горюй, сыночек, ты ещё выше всех вымахаешь!..
(60)И как в воду глядела Анна Тимофеевна: выше всех современников вымахал её сын незабываемым апрельским днем 1961 года. (По Ю. Нагибину)
*Юрий Маркович Нагибин (1920-1994) — русский писатель, журналист и прозаик, сценарист.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов и дополнительных символов.
1) Сердце Анны Тимофеевны захолонуло от любви и жалости, когда она увидела, что Юру поставили почти в конце строя первоклассников.
2) Юра не стал читать в классе стихотворение, с которым успешно выступил на районном смотре в Гжатске.
3) При построении по росту Юра бесцеремонно занимает место правофлангового.
4) Мальчик, который не смог прочитать ни одного стихотворения, смущённый хихиканьем класса, сел за свою парту и тут же принялся что-то жевать.
5) Оказавшись в конце строя, Юра стоял, закусив губы, весь напрягшись и едва сдерживая слёзы.