Прочитайте текст и выполните задание.
\(1\) Когда в Белозерской школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого-то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. \(2\) Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя. \(3\) И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются и не дают волю красному карандашу. \(4\) Они знают, в чём дело. \(5\) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами. \(6\) Былой цвет определить трудно, словно глаза заволокло дымом, а сквозь дым не видно цвета. \(7\) На старике солдатская гимнастёрка.
\(8\) Пешеходов не задерживается среди взрослых, его лучшие приятели и слушатели – ребятня. \(9\) Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.
\(10\) Более того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке неожиданно зазеленеет листок.
– \(11\) Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто-то из маленьких собеседников.
\(12\) И старик отвечает:
– \(13\) Прошёл до Берлина… пешком. \(14\) И фамилия моя потому Пешеходов.
– \(15\) А ты не устал?
– \(16\) Устал. \(17\) Что поделаешь! \(18\) Идёшь, идёшь, и конца не видно. \(19\) Я своих сыновей так и не догнал.
– \(20\) Они быстро шли?
– \(21\) Быстро.
– \(22\) Пешком?
– \(23\) Пешком. \(24\) Они же у меня Пешеходовы… \(25\) Только сыновья моложе. \(26\) Ноги у них резвые. \(27\) Я не поспевал за ними.
\(28\) Постепенно кружок слушателей увеличивается.
\(29\) Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова. \(30\) Эти заранее знают его ответы, но терпеливо молчат. \(31\) У них со стариком как бы разыгрывается спектакль. \(32\) И каждый хорошо знает свою роль.
– \(33\) Дедушка Пешеходов, – уже в который раз спрашивают ребята, – а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?
– \(34\) Мои сыновья, Семён и Василий, – как бы впервые отвечает старик.
– \(35\) А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?
– \(36\) Мои сыновья, Семён и Василий.
– \(37\) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?
– \(38\) Мои сыновья…
\(39\) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто-нибудь обязательно спрашивает:
– \(40\) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?
\(41\) Нет, не собьёшь старика!
– \(42\) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, – невозмутимо отвечает он, и в его глазах, застеленных дымом, проступает такая непоколебимая уверенность, что никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.
\(43\) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.
– \(44\) А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?
– \(45\) Мои сыновья…
– \(46\) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?
– \(47\) Мои сыновья…
– \(48\) Везде поспевали?
– \(49\) Везде. \(50\) Ноги у них молодые. \(51\) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.
– \(52\) Так и не вернулись?
– \(53\) Так и не вернулись. \(54\) Спят в могиле.
\(55\) И тогда кто-то из ребят решается спросить:
– \(56\) Где их могила?
\(57\) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается. \(58\) Он говорит:
– \(59\) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. \(60\) По всей родной земле.
\(61\) И оттого, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час!
\(По Ю\. Яковлеву\*\)
* Яковлев Юрий Яковлевич \(1923–1996\) – писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?
- Ребятня искренне интересуется рассказами Пешеходова, верит в них, задаёт много вопросов.
- Старик Пешеходов появляется в людных местах Белозерска в воскресные дни.
- В школьных сочинениях о войне в Белозерской школе ребята часто пишут о сыновьях старого солдата Пешеходова.
- Сыновья Пешеходова — давние друзья мальчишек.
- Дети охотно помогают старику Пешеходову по хозяйству.