Прочитайте текст.
\(1\)Нежность – самый кроткий, робкий, божественный лик любви. \(2\)Любовь-страсть – всегда с оглядкой на себя. \(3\)Она хочет покорить, обольстить, она хочет нравиться, она охорашивается, подбоченивается, мерит, всё время боится упустить потерянное. \(4\)Любовь-нежность всё отдаёт, и нет ей предела. \(5\)И никогда она на себя не оглянется, потому что «не ищет своего». \(6\)Только она одна и не ищет. \(7\)Но не надо думать, что чувство нежности принижает человека. \(8\)Наоборот. \(9\)Нежность идёт сверху, она заботится о любимом, охраняет, опекает его. \(10\)А ведь опекать и охранять можно только существо беззащитное, нуждающееся в опеке, поэтому слова нежности – слова уменьшительные, идущие от сильного к слабому.
\(11\)Нежность встречается редко и всё реже. \(12\)Современная жизнь трудна и сложна. \(13\)Современный человек и в любви стремится прежде всего утвердить свою личность. \(14\)Любовь – единоборство.
– \(15\)Ага! \(16\)Любить? \(17\)Ну ладно же. \(18\)Засучили рукава, расправили плечи – ну-ка, кто кого?
\(19\)До нежности ли тут? \(20\)И кого беречь, кого жалеть – все молодцы и герои. \(21\)Кто познал нежность – тот отмечен. \(22\)В представлении многих нежность рисуется непременно в виде кроткой женщины, склонившейся к изголовью. \(23\)Нет, не там нужно искать нежность. \(24\)Я видела её иначе: в обликах совсем не поэтических, в простых, даже забавных.
\(25\)Мы жили в санатории под Парижем. \(26\)Гуляли, ели, слушали радио, играли в бридж, сплетничали. \(27\)Настоящий больной был только один – злющий старик, поправлявшийся от тифа.
28)Старик часто сидел на террасе в шезлонге, обложенный подушками, укутанный пледами, бледный, бородатый, всегда молчал и, если кто проходил мимо, отворачивался и закрывал глаза. \(29\)Вокруг старика, как трепетная птица, вилась его жена. \(30\)Женщина немолодая, сухая, лёгкая, с увядшим лицом и тревожно-счастливыми глазами. \(31\)И никогда она не сидела спокойно. \(32\)Всё что-то поправляла около своего больного. \(33\)То переворачивала газету, то взбивала подушку, то подтыкала плед, то бежала греть молоко, то капала лекарство. \(34\)Все эти услуги старик принимал с явным отвращением. \(35\)Каждое утро с газетой в руках она носилась от столика к столику, приветливо со всеми беседовала и спрашивала:
– Вот, может быть, вы мне поможете? \(36\)Вот здесь кроссворд: «Что бывает в жилом доме?». \(37\)Четыре буквы. \(38\)Я записываю на бумажке, чтобы помочь Сергею Сергеевичу. \(39\)Он всегда решает кроссворды, и, если затрудняется, я ему прихожу на помощь. \(40\)Ведь это единственное его развлечение. \(41\)Больные ведь как дети. \(42\)Я так рада, что хоть это его забавляет.
\(43\)Её жалели и относились к ней с большой симпатией.
\(44\)И вот как-то он выполз на террасу раньше обычного. \(45\)Она долго усаживала его, укрывала пледами, подкладывала подушки. \(46\)Он морщился и сердито отталкивал её руку, если она не сразу угадывала его желания. \(47\)Она, радостно поёживаясь, схватила газету.
– \(48\)Вот, Серёженька, сегодня, кажется, очень интересный кроссворд.
\(49\)Он вдруг приподнял голову, выкатил злые жёлтые глаза и весь затрясся.
– \(50\)Убирайся ты наконец к чёрту со своими идиотскими кроссвордами! – бешено зашипел он.
\(51\)Она побледнела и вся как-то опустилась.
– \(52\)Но ведь ты же... – растерянно лепетала она. – \(53\)Ведь ты же всегда интересовался...
– \(54\)Никогда я не интересовался! – всё трясся и шипел он, со звериным наслаждением глядя на её бледное, отчаянное лицо. – \(55\)Никогда!\(56\)Это ты лезла с упорством дегенератки, каковая ты и есть!
\(57\)Она ничего не ответила. \(58\)Она только с трудом проглотила воздух, крепко прижала руки к груди и огляделась кругом с такой болью и с таким отчаянием, точно искала помощи. \(59\)Но кто же может отнестись серьёзно к такому смешному и глупому горю? \(60\)Только маленький мальчик, сидевший за соседним столиком и видевший эту сцену, вдруг зажмурился и горько-горько заплакал.
\(По Н\.А\. Тэффи\)
«В тексте анализируется проблема, волнующая людей на протяжении веков. Чтобы выразить своё понимание любви и нежности, автор использует приём – \(А\)__________ \(предложения 2–5\) и синтаксическое средство – \(Б\)__________ \(в предложениях 1, 9\). Создать образ нежной жены писательнице помогает троп – \(В\)__________
\(«тревожно\-счастливыми глазами» в предложении 30\) и синтаксическое средство – \(Г\)__________ \(«как трепетная птица» в предложении 29\)».
Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) эпитет
3) разговорные слова
4) ряды однородных членов предложения
5) противопоставление
6) литота
7) фразеологизмы
8) парцелляция
9) риторические вопросы
А | Б | В | Г | |
---|---|---|---|---|