Задание

Прочитайте текст

1)…кап… кап-кап… кап… кап-кап-кап…

2) Засыпая, все слышу я, как шуршит по железке за окошком, постукивает сонно, мягко – это весеннее, обещающее – кап-кап… 3)Это не скучный дождь, как зарядит, бывало, на неделю: это веселая мартовская капель. 4)Она вызывает солнце. 5)Теперь уж везде капель:

6)Под сосенкой – кап-кап…

7)Под елочкой – кап-кап…

8)Прилетели грачи, – теперь уж пойдет, пойдет. 9)Скоро и водополье хлынет, рыбу будут ловить наметками – пескариков, налимов, – принесут целое ведро. 10)Нынче снега большие, все говорят; возьмется дружно – поплывет все Замоскворечье! 11)Значит, зальет и водокачку, и бани станут… будем на плотиках кататься.

12)В тревожно-радостном полусне слышу я это, все торопящееся – кап-кап – Радостнее за ним стучится, что непременно, будет, и оно-то мешает спать.

13)…кап-кап… кап-кап-кап… кап-кап…

14)Уже тараторит по железке, попрыгивает-пляшет, как крупный дождь.

15)Я просыпаюсь под это таратанье, и первая моя мысль —«взялась!». 16)Конечно, весна взялась. 17)Протираю глаза спросонок, и меня ослепляет светом. 18)Полог с моей кроватки сняли, когда я спал, — в доме большая стирка, великопостная, — окна без занавесок, и такой день чудесный, такой веселый, словно и нет поста. 19)Да какой уж теперь и пост, если пришла весна. 20)Вон как капель играет… — тра-та-та-та! 21)А сегодня поедем с Горкиным за Москва-реку, в самый «город», на грибной рынок, где — все говорят — как праздник.

22)…Блеска все больше, больше. 23)Золотой искрой блестит отдушник. 24)Угол нянина сундука, обитого новой жестью с пупырчатыми разводами, снежным огнем горит. 25)А графин на лежанке светится разноцветными огнями. 26)А милые обои… 27)Прыгают журавли и лисы, уже веселые, потому что весны дождались, — это какие подружились, даже покумились у кого-то на родинах, — самые веселые обои. 28)И пушечка моя, как золотая… и сыплются золотые капли с крыши, сыплются часто-часто, вьются, как золотые нитки. 29)Весна, весна!..

30)…Я перебегаю, босой, к окошку, прыгаю на холодный стул, и меня обливает блеском зеленого-голубого льда. 31)Горы его повсюду, до крыш сараев, до самого колодца, — весь двор завален. 32)И сизые голубки на нем: им и деваться некуда! 33)В тени он синий и снеговой, свинцовый. 34)А в солнце — зеленый, яркий. 35)Острые его глыбы стреляют стрелками по глазам, как искры. 36)И все подвозят, все новые дровянки…

37)…В одном пиджаке, без шапки, вскакивает на лед отец, ходит по острым глыбам, стараясь удержаться: машет смешно руками. 38)Расставил ноги, выпятил грудь и смотрит зачем-то в небо. 39)Должно быть, он рад весне. 40)Смеется с Василь-Василичем, и вдруг — толкает. 41)Василь-Василич летит со льда и падает на корзину снега, которую везут из сада. 42)На крышах все весело гогочут, играют новенькими лопатами, — летит и пушится снег, залепляет Василь-Василича. 43)Он с трудом выбирается, весь белый, отряхивается, грозится, хватает комья и начинает швырять на крышу. 44)Его закидывают опять. 45)Проходит Горкин, в поддевочке и шапке, что-то грозит отцу: одеваться велит, должно быть. 46)Отец прыгает на него, они падают вместе в снег и возятся в общем смехе. 47)Я хочу крикнуть в форточку… но сейчас загрозит отец, а смотреть в форточку приятней. 48)Сидят воробьи на ветках, мокрые все, от капель, качаются… — и хочется покачаться с ними. 49)Почки на тополе набухли.

50)…Я вижу, как вскакивает на глыбы Горкин, грозясь кому-то, — и за окном темнеет в шипящем шорохе. 51)Серой сплошной завесой валятся снеговые комья, и острая снеговая пыль, занесенная ветром в форточку, обдает мне лицо и шею. 52)Сбрасывают снег с дома! 53)Сыплется густо-густо, будто пришла зима. 54)Я соскакиваю с окна и долго смотрю-любуюсь: совсем метель, даже не видно солнца, — такая радость!

55)…По завеянному снежком двору бродят куры и голуби, выбирают присыпанный лошадьми овес. 56)С крыш уже прямо льет, и на заднем дворе, у подтаявших штабелей сосновых, начинает копиться лужа — верный зачин весны. 57)Ждут ее — не дождутся вышедшие на волю утки: стоят и лущат носами жидкий с воды снежок, часами стоят на лапке. 58)А невидные ручейки сочатся. 59)Смотрю и я: скоро на плотике кататься. 60)Стоит и Василь-Василич, смотрит и думает, как с ней быть. 61)Говорит Горкину:

62)— Ругаться опять будет, а куда ее, шельму, денешь! 63)Совсюду в ее текет, так уж устроилось. 64)И на самом-то на ходу… передки вязнут, досок не вывезешь. 65)Опять, лешая, набирается!..

66)— И не трожь ее лучше, Вася… — советует и Горкин. 67) — Спокон веку она живет. 68)Так уж тут ей положено. 69)Кто ее знает… может, так, ко двору прилажена!.. 70)И глядеть привычно, и уточкам разгулка…

71)Я рад. 72)Я люблю нашу лужу, как и Горкин. 73)Бывало, сидит на бревнышках, смотрит, как утки плещутся, плавают чурбачки.

74)— И до нас была, Господь с ней… оставь.

75)А Василь-Василич все думает. 76)Ходит и крякает, выдумать ничего не может: совсюду стек! 77)Подкрякивают ему и утки: так-так… так-так… 78)Пахнет от них весной, весеннею теплой кислотцою… 79)Потягивает из-под навесов дегтем: мажут там оси и колеса, готовят выезд. 80)И от согревшихся штабелей сосновых острою кислотцою пахнет, и от сараев старых, и от лужи, — от спокойного старого двора.

81)— Была как — пущай и будет так! — решает Василь-Василич. 82)— Так и скажу хозяину.

83)— Понятно: так и скажи: пущай ее остается так.

84)Подкрякивают и утки, радостные, — так-так… так-так… 85)И капельки с сараев радостно тараторят наперебой — кап-кап-кап… 86)И во всем, что ни вижу я, что глядит на меня любовно, слышится мне — так-так. 87)И безмятежно отстукивает сердце — так-так…

(По И.С. Шмелёву*)

*Шмелёв Иван Сергеевич (1873-1950) - русский писатель, представитель реалистического направления литературы начала XX в.

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Какие чувства в душе ребенка вызывает приход весны?»

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Критерии оценивания К1-К3

№ Критерии оценивания ответа на задание 27 Баллы I Содержание сочинения   К1 Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме

исходного текста     Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно 1 Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно.

Указание к оцениванию. Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов 0 К2 Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной

проблеме исходного текста     Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями. Дано пояснение к ней 3 Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение 2 Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации 1 Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует.

ИЛИ

Ни одного примера-иллюстрации из прочитанного текста, важного для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, не приведено.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована без опоры на исходный текст.

ИЛИ

Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ

Вместо комментария процитирован большой фрагмент исходного текста.

ИЛИ

Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не прокомментирована.

Указания к оцениванию

1. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается.

2. Если экзаменуемый при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) 0 КЗ Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста     Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Приведён пример-аргумент 2 Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Пример-аргумент не приведён.

ИЛИ

Приведён пример-аргумент, но собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). 1 Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»).

ИЛИ

Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулировано и не обосновано. Пример-аргумент не приведён.

ИЛИ

Формулировка и (или) обоснование собственного отношения к позиции автора (рассказчика) не соответствуют указанной проблеме исходного текста.

Указания к оцениванию

1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт.

2. Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра  0

Дан обоснованный ответ; авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критерию К2 набрано 3 балла, по критерию К3 набрано 2 балла (6 баллов). 100

Дан обоснованный ответ; авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критерию К2 набрано 2 балла, по критерию К3 набрано 2 балла (5 баллов) 83

Дан обоснованный ответ; авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критерию К2 набран 1 балл, по критерию К3 набрано 2 балла (4 балла). 67

Дан обоснованный ответ; авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критерию К2 набрано 0 баллов, по критерию К3 набрано 2 балла (3 балла). 50

Дан частично верный ответ; авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критерию К2 набрано 0 баллов, по критерию К3 набран 1 балл (2 балла). 33

Дан частично верный ответ; только авторская позиция соответствует исходной проблеме, по критериям К2-К3 набрано 0 баллов (1 балл). 17

Дан неверный ответ; авторская позиция НЕ соответствует исходной проблеме (0 баллов). 0