Прочитайте стихотворения Владимира Николаевича Соколова "Нет школ никаких. Только совесть..." и Давида Самуиловича Самойлова "Сороковые" и выполните задание. Нет школ никаких. Только совесть, Да кем-то завещанный дар, Да жизнь, как любимая повесть, В которой и холод и жар. Я думаю, припоминая, Как школила юность мою Война и краюшка сырая В любом всероссийском раю. Учебников мы не сжигали, Да и не сожжём никогда, Ведь стёкла у нас вышибали Не мячики в эти года. Но знаешь, зелёные даты Я помню не хуже других. Черёмуха... Май... Аттестаты. Берёзы. Нет школ никаких... (1971) Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! (1961) Выберите верные, на ваш взгляд, ответы на вопрос "Что объединяет эти произведения?" Поэты показывают трудности военного времени. В обоих стихотворениях лирический герой вспоминает радости жизни, её "зелёные даты". Авторы описывают свою юность, в которой "совпали" "война, беда, мечта..." Оба произведения звучат как клятва. Героев стихотворений переполняет безмерная боль и вечная вина перед погибшими. Стихотворения отражают трагедию человека, навсегда оторванного от "малой" родины.
Задание

Прочитайте стихотворения Владимира Николаевича Соколова "Нет школ никаких. Только совесть..." и Давида Самуиловича Самойлова "Сороковые" и выполните задание.

Нет школ никаких. Только совесть,
Да кем-то завещанный дар,
Да жизнь, как любимая повесть,
В которой и холод и жар.

Я думаю, припоминая,
Как школила юность мою
Война и краюшка сырая
В любом всероссийском раю.

Учебников мы не сжигали,
Да и не сожжём никогда,
Ведь стёкла у нас вышибали
Не мячики в эти года.

Но знаешь, зелёные даты
Я помню не хуже других.
Черёмуха... Май... Аттестаты.
Берёзы. Нет школ никаких...
\(1971\)

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
\(1961\)

Выберите верные, на ваш взгляд, ответы на вопрос "Что объединяет эти произведения?"

  • Поэты показывают трудности военного времени.
  • В обоих стихотворениях лирический герой вспоминает радости жизни, её "зелёные даты".
  • Авторы описывают свою юность, в которой "совпали" "война, беда, мечта..."
  • Оба произведения звучат как клятва.
  • Героев стихотворений переполняет безмерная боль и вечная вина перед погибшими.
  • Стихотворения отражают трагедию человека, навсегда оторванного от "малой" родины.