Задание

Прочитайте стихотворение Юрия Давидовича Левитанского "Моё поколение" и Давида Самуиловича Самойлова "Сороковые". Выполните задание.

Моё поколение

И убивали, и ранили

пули, что были в нас посланы.

Были мы в юности ранними,

стали от этого поздними.

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается – поздний.

Свет разгорается – поздний.

Снег осыпается – поздний.

Снег меня будит ночами.

Войны мне снятся ночами.

Как я их скину со счёта?

Две у меня за плечами.

Были ранения ранние.

Было призвание раннее.

Трудно давалось прозрение.

Поздно приходит признание.

Я всё нежней и осознанней

это люблю поколение.

Жестокое это каление.

Светлое это горение.

Сколько по свету кружили!

Вплоть до победы – служили.

После победы – служили.

Лучших стихов не сложили.

Вот и живу теперь – поздний.

Лист раскрывается – поздний.

Свет разгорается – поздний.

Снег осыпается – поздний.

Лист мой по ветру не вьётся –

крепкий, уже не сорвётся.

Свет мой спокойно струится –

ветра уже не боится.

Снег мой растёт, нарастает –

поздний, уже не растает.

Сороковые

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Оба прочитанные вами стихотворения написаны в 1961 году, их многое сближает, например, тема военного поколения, но авторы раскрывают её по-разному. Укажите верные утверждения, опираясь на тексты стихотворений.

В стихотворении Д.С. Самойлова лирический герой в своём монологе переходит от "я" к "мы" — поколению, чья юность пришлась на годы войны, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — наоборот: от "мы" к "я".

В обоих стихотворениях лирический герой вспоминает свою молодость с высоты своих уже прожитых лет. Однако бОльшая часть стихотворения Д.С. Самойлова посвящена описанию его военной юности, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — размышлениям о дальнейшей судьбе поэтов военного поколения.

Оба стихотворения глубоко пессимистичны: лирический герой стихотворения Д.С. Самойлова оплакивает свою юность, а лирический герой стихотворения Ю.Д. Левитанского — свою одинокую старость.

В обоих стихотворениях авторы использовали трёхсложный стихотворный размер, придающий произведениям протяжность и напевность.

В обоих стихотворениях авторы использовали двусложный стихотворный размер, но Д.С. Самойлов выбрал ямб, а Ю.Д. Левитанский — хорей.

В своих стихотворениях авторы выбрали тот стихотворный размер, который наиболее соответствовал их поэтической задаче: стихотворение Д.С. Самойлова написано ямбом, а Ю.Д Левитанского — дактилем.