Прочитайте стихотворение Юрия Давидовича Левитанского "Моё поколение" и Давида Самуиловича Самойлова "Сороковые". Выполните задание. Моё поколение И убивали, и ранили пули, что были в нас посланы. Были мы в юности ранними, стали от этого поздними. Вот и живу теперь – поздний. Лист раскрывается – поздний. Свет разгорается – поздний. Снег осыпается – поздний. Снег меня будит ночами. Войны мне снятся ночами. Как я их скину со счёта? Две у меня за плечами. Были ранения ранние. Было призвание раннее. Трудно давалось прозрение. Поздно приходит признание. Я всё нежней и осознанней это люблю поколение. Жестокое это каление. Светлое это горение. Сколько по свету кружили! Вплоть до победы – служили. После победы – служили. Лучших стихов не сложили. Вот и живу теперь – поздний. Лист раскрывается – поздний. Свет разгорается – поздний. Снег осыпается – поздний. Лист мой по ветру не вьётся – крепкий, уже не сорвётся. Свет мой спокойно струится – ветра уже не боится. Снег мой растёт, нарастает – поздний, уже не растает. Сороковые Сороковые, роковые, Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку… А это я на полустанке В своей замурзанной ушанке, Где звёздочка не уставная, А вырезанная из банки. Да, это я на белом свете, Худой, весёлый и задорный. И у меня табак в кисете, И у меня мундштук наборный. И я с девчонкой балагурю, И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И всё на свете понимаю. Как это было! Как совпало — Война, беда, мечта и юность! И это всё в меня запало И лишь потом во мне очнулось!.. Сороковые, роковые, Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России, А мы такие молодые! Оба прочитанные вами стихотворения написаны в 1961 году, их многое сближает, например, тема военного поколения, но авторы раскрывают её по-разному. Укажите верные утверждения, опираясь на тексты стихотворений. В стихотворении Д.С. Самойлова лирический герой в своём монологе переходит от "я" к "мы" — поколению, чья юность пришлась на годы войны, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — наоборот: от "мы" к "я". В обоих стихотворениях лирический герой вспоминает свою молодость с высоты своих уже прожитых лет. Однако бОльшая часть стихотворения Д.С. Самойлова посвящена описанию его военной юности, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — размышлениям о дальнейшей судьбе поэтов военного поколения. Оба стихотворения глубоко пессимистичны: лирический герой стихотворения Д.С. Самойлова оплакивает свою юность, а лирический герой стихотворения Ю.Д. Левитанского — свою одинокую старость. В обоих стихотворениях авторы использовали трёхсложный стихотворный размер, придающий произведениям протяжность и напевность. В обоих стихотворениях авторы использовали двусложный стихотворный размер, но Д.С. Самойлов выбрал ямб, а Ю.Д. Левитанский — хорей. В своих стихотворениях авторы выбрали тот стихотворный размер, который наиболее соответствовал их поэтической задаче: стихотворение Д.С. Самойлова написано ямбом, а Ю.Д Левитанского — дактилем.
Задание

Прочитайте стихотворение Юрия Давидовича Левитанского "Моё поколение" и Давида Самуиловича Самойлова "Сороковые". Выполните задание.

Моё поколение

И убивали, и ранили
пули, что были в нас посланы.
Были мы в юности ранними,
стали от этого поздними.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний.
Снег меня будит ночами.
Войны мне снятся ночами.
Как я их скину со счёта?
Две у меня за плечами.
Были ранения ранние.
Было призвание раннее.
Трудно давалось прозрение.
Поздно приходит признание.
Я всё нежней и осознанней
это люблю поколение.
Жестокое это каление.
Светлое это горение.
Сколько по свету кружили!
Вплоть до победы – служили.
После победы – служили.
Лучших стихов не сложили.
Вот и живу теперь – поздний.
Лист раскрывается – поздний.
Свет разгорается – поздний.
Снег осыпается – поздний.
Лист мой по ветру не вьётся –
крепкий, уже не сорвётся.
Свет мой спокойно струится –
ветра уже не боится.
Снег мой растёт, нарастает –
поздний, уже не растает.

Сороковые

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И всё на свете понимаю.

Как это было! Как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Оба прочитанные вами стихотворения написаны в 1961 году, их многое сближает, например, тема военного поколения, но авторы раскрывают её по-разному. Укажите верные утверждения, опираясь на тексты стихотворений.

  • В стихотворении Д.С. Самойлова лирический герой в своём монологе переходит от "я" к "мы" — поколению, чья юность пришлась на годы войны, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — наоборот: от "мы" к "я".
  • В обоих стихотворениях лирический герой вспоминает свою молодость с высоты своих уже прожитых лет. Однако бОльшая часть стихотворения Д.С. Самойлова посвящена описанию его военной юности, а в стихотворении Ю.Д. Левитанского — размышлениям о дальнейшей судьбе поэтов военного поколения.
  • Оба стихотворения глубоко пессимистичны: лирический герой стихотворения Д.С. Самойлова оплакивает свою юность, а лирический герой стихотворения Ю.Д. Левитанского — свою одинокую старость.
  • В обоих стихотворениях авторы использовали трёхсложный стихотворный размер, придающий произведениям протяжность и напевность.
  • В обоих стихотворениях авторы использовали двусложный стихотворный размер, но Д.С. Самойлов выбрал ямб, а Ю.Д. Левитанский — хорей.
  • В своих стихотворениях авторы выбрали тот стихотворный размер, который наиболее соответствовал их поэтической задаче: стихотворение Д.С. Самойлова написано ямбом, а Ю.Д Левитанского — дактилем.