Задание
Прочитайте стихотворение Ю.Д. Левитанского "Диалог у новогодней ёлки" и укажите верные утверждения.
— Что происходит на свете? — А просто зима.
— Просто зима, полагаете вы? — Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
в ваши уснувшие ранней порою дома.
— Что же за всем этим будет? — А будет январь.
— Будет январь, вы считаете? — Да, я считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
— Чем же все это окончится? — Будет апрель.
— Будет апрель, вы уверены? — Да, я уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
будто бы в роще сегодня звенела свирель.
— Что же из этого следует? — Следует жить,
шить сарафаны и лёгкие платья из ситца.
— Вы полагаете, всё это будет носиться?
— Я полагаю, что всё это следует шить.
— Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
недолговечны её кабала и опала.
— Так разрешите же в честь новогоднего бала
руку на танец, сударыня, вам предложить!
— Месяц — серебряный шар со свечою внутри,
и карнавальные маски — по кругу, по кругу!
— Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
и — раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три,
раз-два-три!..
Кинематограф, 1970
Мысль о временности зимы подчёркивается в стихотворении дважды: посредством идеи об её «отмене» ("сколько вьюге ни кружить, недолговечны её кабала и опала") и посредством введения в смысловое пространство текста образа января.
"Зима" мыслится Левитанским в модальности будущего времени.
Символом пробудившейся жизни становится карнавал: "Месяц серебряный. Шар со свечою внутри. / И карнавальные маски — по кругу, по кругу".
Архетипом танца ("Вальс начинается. / Дайте ж, сударыня, руку"), имеющего круговую траекторию, является хоровод.
Карнавал носит индивидуальный/конкретный характер.
Ёлка в новогодней обрядности выступает не только как символ древа жизни, но и как символ мирового древа, маркирующего центр Вселенной.
Зима в стихотворении как метафорическое обозначение «посмертного состояния природы»: из зимы должна родиться весна.
Между героями происходит только вербальный диалог.