Задание
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задание.
Художник обновил Шухову «Щ-854» на телогрейке, и Шухов, уже не запахивая бушлата, потому что до шмона оставалось недалеко, с веревочкой в руке догнал бригаду. И сразу разглядел: однобригадник его Цезарь курил, и курил не трубку, а сигарету — значит, подстрельнуть можно. Но Шухов не стал прямо просить, а остановился совсем рядом с Цезарем и вполоборота глядел мимо него.
Он глядел мимо и как будто равнодушно, но видел, как после каждой затяжки (Цезарь затягивался редко, в задумчивости) ободок красного пепла передвигался по сигарете, убавляя ее и подбираясь к мундштуку.
Тут же и Фетюков, шакал, подсосался, стал прямо против Цезаря и в рот ему засматривает, и глаза горят.
У Шухова ни табачинки не осталось, и не предвидел он сегодня прежде вечера раздобыть — он весь напрягся в ожидании, и желанней ему сейчас был этот хвостик сигареты, чем, кажется, воля сама, — но он бы себя не уронил и так, как Фетюков, в рот бы не смотрел.
В Цезаре всех наций намешано: не то он грек, не то еврей, не то цыган — не поймешь. Молодой еще. Картины снимал для кино. Но и первой не доснял, как его посадили. У него усы черные, слитые, густые. Потому не сбрили здесь, что на деле так снят, на карточке.
— Цезарь Маркович! — не выдержав, прослюнявил Фетюков. — Да-айте разок потянуть!
И лицо его передергивалось от жадности и желания.
…Цезарь приоткрыл веки, полуспущенные над черными глазами, и посмотрел на Фетюкова. Из-за того он и стал курить чаще трубку, чтоб не перебивали его, когда он курит, не просили дотянуть. Не табака ему было жалко, а прерванной мысли. Он курил, чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то. Но едва он поджигал сигарету, как сразу в нескольких глазах видел: «Оставь докурить!»
…Цезарь повернулся к Шухову и сказал:
— Возьми, Иван Денисыч!
И большим пальцем вывернул горящий недокурок из янтарного короткого мундштука.
Шухов встрепенулся (он и ждал так, что Цезарь сам ему предложит), одной рукой поспешно благодарно брал недокурок, а второю страховал снизу, чтоб не обронить. Он не обижался, что Цезарь брезговал дать ему докурить в мундштуке (у кого рот чистый, а у кого и гунявый), и пальцы его закалелые не обжигались, держась за самый огонь. Главное, он Фетюкова-шакала пересек и вот теперь тянул дым, пока губы стали гореть от огня. М-м-м-м! Дым разошелся по голодному телу, и в ногах отдалось и в голове.
(А.И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»)
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
5. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), в котором показаны герои, обладающие чувством собственного достоинства. В чём их можно сопоставить с Иваном Денисовичем Шуховым из произведения А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?
Критерии оценивания задания 5
Критерии
ЗАДАНИЕ 5
БАЛЛЫ
К1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.
Названо произведение, и указан его автор, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1
Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ не соотнесен с вопросом
0
Если по К1 ставится 0 баллов, то работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов.
К2.Привлечение текста произведения для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), оба текста проанализированы (ответ выстроен по формуле: тезис – пример под тезис – анализ примера); авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют (названия произведений, авторы, персонажи и события названы правильно)
4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа, а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.
3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена,
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа., а текст второго произведения не привлекается,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.
2
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается,
ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
1
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения
ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
0
К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм.
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трех ошибок.
1
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
0
Максимальный балл
8
Как проверить качество речи?
Внимательно прочитайте свой ответ и проверьте себя по чек-листу:
· Пример доказывает тезис, анализ связывает пример с тезисом, есть связи между предложениями и абзацами – логических ошибок нет.
· Отсутствуют необоснованные повторы слов, отсутствует разговорная лексика, речевая сочетаемость слов не нарушена – речевых ошибок нет.
· Нет ошибок в использовании однородных членов, нет ошибок в окончаниях слов –грамматические ошибки отсутствуют.
8 баллов 100
7 баллов 87
6 баллов 75
5 баллов 62
4 балла 50
3 балла 37
2 балла 25
1 балл 12
0 баллов 0