Задание
Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. Тарковского и выполните задание.
Актёр
Всё кончается, как по звонку,
На убогой театральной сцене
Дранкой вверх несут мою тоску —
Душные лиловые сирени.
Я стою хмелён и одинок,
Будто нищий над своею шапкой,
А моя любимая со щёк
Маков цвет стирает сальной тряпкой.
Я искусство ваше презирал.
С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,
Если кто-то роль мою сыграл
На вертушке роковых событий?
Где же ты, счастливый мой двойник?
Ты, видать, увёл меня с собою,
Потому что здесь чужой старик
Ссорится у зеркала с судьбою.
1958 г.
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи.
10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором переданы чувства одиночества и бесприютности. В чём схожи (или чем различаются) мотивы этого лирического произведения и приведённого стихотворения А. Тарковского?
Критерии оценивания задания 10
Критерии
Задание 10
БАЛЛЫ
К1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.
Названо произведение, и указан его автор, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
2
Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа
1
Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ не соотнесен с вопросом
0
Если по К1 ставится 0 баллов, то работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов.
К2.Привлечение текста произведения для аргументации
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), оба текста проанализированы (ответ выстроен по формуле: тезис – пример под тезис – анализ примера); авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют (названия произведений, авторы, персонажи и события названы правильно)
4
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа, а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.
3
При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена,
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа., а текст второго произведения не привлекается,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.
2
При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается,
ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
1
При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения
ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
0
К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм.
Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.
2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трех ошибок.
1
Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).
0
Максимальный балл
8
Как проверить качество речи?
Внимательно прочитайте свой ответ и проверьте себя по чек-листу:
· Пример доказывает тезис, анализ связывает пример с тезисом, есть связи между предложениями и абзацами – логических ошибок нет.
· Отсутствуют необоснованные повторы слов, отсутствует разговорная лексика, речевая сочетаемость слов не нарушена – речевых ошибок нет.
· Нет ошибок в использовании однородных членов, нет ошибок в окончаниях слов –грамматические ошибки отсутствуют.
8 баллов 100
7 баллов 87
6 баллов 75
5 баллов 62
4 баллов 50
3 балла 37
2 балла 25
1 балл 12
0 баллов 0