Задание

Прочитайте приведённое ниже стихотворение А. Тарковского и выполните задание.

Актёр

Всё кончается, как по звонку,

На убогой театральной сцене

Дранкой вверх несут мою тоску —

Душные лиловые сирени.

Я стою хмелён и одинок,

Будто нищий над своею шапкой,

А моя любимая со щёк

Маков цвет стирает сальной тряпкой.

Я искусство ваше презирал.

С чем еще мне жизнь сравнить, скажите,

Если кто-то роль мою сыграл

На вертушке роковых событий?

Где же ты, счастливый мой двойник?

Ты, видать, увёл меня с собою,

Потому что здесь чужой старик

Ссорится у зеркала с судьбою.

1958 г.

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

10. Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором переданы чувства одиночества и бесприютности. В чём схожи (или чем различаются) мотивы этого лирического произведения и приведённого стихотворения А. Тарковского?

Критерии оценивания задания 10

Критерии

Задание 10

БАЛЛЫ

К1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом.

Названо произведение, и указан его автор, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.

2

Названо только произведение без указания автора, или указан только автор без указания произведения, учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ соотнесен с вопросом, ключевые слова вопроса отражены в ответе, авторская позиция не искажена.

ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом в заданном направлении анализа

1

Не названо произведение, и не указан его автор,

И/ИЛИ  не учтены ограничения на поиск произведения для сопоставления, ответ не соотнесен с вопросом

0

Если по К1 ставится 0 баллов, то работа дальше не проверяется и оценивается 0 баллов.

К2.Привлечение текста произведения для аргументации

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), оба текста проанализированы (ответ выстроен по формуле: тезис – пример под тезис – анализ примера); авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена, фактические ошибки отсутствуют (названия произведений, авторы, персонажи и события названы правильно)

4

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух выбранных произведений (исходного и выбранного), но текст одного произведения привлекается на уровне анализа,  а текст другого – на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании, авторская позиция исходного и выбранных произведений не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка.

3

При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух произведений на уровне пересказа или общих рассуждений об их содержании (без анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.), авторская позиция двух произведений не искажена,

ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа., а текст второго произведения не привлекается,

И/ИЛИ допущены две фактические ошибки.

2

При сопоставлении для аргументации текст выбранного произведения привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, а текст предложенного произведения для сопоставления не привлекается,

ИЛИ авторская позиция одного из произведений искажена

И/ИЛИ допущены три фактические ошибки

1

При сопоставлении для аргументации суждений привлекается только текст предложенного произведения

ИЛИ при сопоставлении для аргументации суждений не привлекается текста ни одного произведения

И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,

И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки

0

К3. Логичность, соблюдение речевых и грамматических норм.

Отсутствуют логические, речевые, грамматические ошибки.

2

Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая, и/или грамматическая) – суммарно не более трех ошибок.

1

Допущено две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов).

0

Максимальный балл

8

Как проверить качество речи?

Внимательно прочитайте свой ответ и проверьте себя по чек-листу:

·        Пример доказывает тезис, анализ связывает пример с тезисом, есть связи между предложениями и абзацами – логических ошибок нет.

·        Отсутствуют необоснованные повторы слов, отсутствует разговорная лексика, речевая сочетаемость слов не нарушена – речевых ошибок нет.

·        Нет ошибок в использовании однородных членов, нет ошибок в окончаниях слов –грамматические ошибки отсутствуют.

8 баллов 100

7 баллов 87

6 баллов 75

5 баллов 62

4 баллов 50

3 балла 37

2 балла 25

1 балл 12

0 баллов 0