Задание

Прочитайте отрывок из повести Бориса Васильева "Летят мои кони".

(1) ...Я вижу нашу комнату в домике на Покровской горе: тогда она казалась мне огромной, потому что свет керосиновой лампы не в силах был растопить темень в её углах. (2) Я сижу за столом, и мой подбородок упирается в книгу. (3) Бабушка только что научила меня читать (подозреваю, чтобы я ей не мешал), и я громко читаю, а за столом чинно пьют чай старые женщины. (4) А я громко читаю, ещё не зная, что плыву на плоту и что люди делятся не на русских, поляков, евреев или литовцев, а на тех, на кого можно положиться, и на тех, на кого положиться нельзя.

(5) И детство, и город были насыщены Добром, и я не знаю, что было вместилищем этого Добра — детство или Смоленск.

(6) — Эй, ребятишки, донесите-ка бабушке кошёлку до дома!

(7) Так мог сказать — и говорил! — любой прохожий любым ребятам, игравшим на горбатых смоленских улицах. (8) Прохожий мог быть русским или эстонцем, поляком или татарином, цыганом или греком, а старушка тем более: это было нормой. (9) Помощь была нормой, ибо жизнь была неласкова. (10) Конечно, помощь — простейшая форма Добра, но любой подъём начинается с первого шага.

(11) Голос мамы до сей поры звучит в моей душе: стремясь с самого нежного возраста заронить во мне искру ответственности, мама попутно, походя, без громких слов прививала мне великое чувство повседневного бытового интернационализма. (12) И я ел из одного котла с моими друзьями-татарчатами, и тётя Фатима наравне с ними одаривала меня сушёными грушами; венгр дядя Антал разрешал мне торчать за его спиной в кузнице, где легко ворочали молотами двое цыган: Коля и Саша; Матвеевна поила меня козьим молоком, в Альдону я сразу влюбился и множество раз дрался из-за неё с Реном Педаясом. (13) А ещё были старая бабушка Хана и строгая мадам Урлаумб, дядя Карл и слепой цыган Самойло, доктор Янсен и ломовой извозчик Тойво Лахонени... (14) Господи, кого только не осеняли твои ветви, старый славянский дуб?!

Что воспитала мама в авторе-рассказчике?

ответственность и терпимость

любовь к чтению и любознательность

любовь к природе

любовь к истории края