Прочитайте
фрагмент рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».
Однажды
мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до
середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг
кто-то из ребят закричал:
– Ой, змея, змея!..
И
все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасгь, злобно шипела.
Ещё
и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся,
молотить по змее, по подснежникам. Вверх полетели обломки палки, лепестки
прострелов. Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.
– Не бейте через плечо! Не бейте через плечо! – кричали ребята,
но учитель ничего не слышал. Он бил и бил змею, пока та не перестала
шевелиться. Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся.
Руки его дрожали. Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, «политика»
его рассыпалась, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах.
Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.
– Пойдёмте, ребята, отсюда.
Мы посыпались с горы, учитель шёл за нами следом, и всё оглядывался,
готовый оборонять нас снова, если змея оживёт и погонится. Под горою учитель
забрёл в речку Малую Слизнёвку,
попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утёрся платком и спросил:
– Почему кричали, чтоб не бить
гадюку через плечо?
– Закинуть же на себя змею можно. Она,
зараза, обовьётся вокруг палки!.. – объясняли ребята учителю. – Да вы
раньше-то хоть видели змей? – догадался кто-то спросить учителя.
– Нет, – виновато улыбнулся учитель. – Там, где я рос,
никаких гадов не
водится. Там нет таких гор, и тайги нет.
Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!
Что больше
всего поразило ребят в поступке учителя?
- Учитель очень ловко и быстро справился со змеёй.
- Учитель не знал, что нельзя бить змею палкой через плечо, потому что можно нечаянно закинуть себе на спину.
- Ребят удивило, что такой образованный человек не видел никогда змей.
- Учитель, впервые видевший змею, самоотверженно бросился оборонять своих учеников.