Задание

Прочитайте

фрагмент рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Однажды

мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. Поднялись до

середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг

кто-то из ребят закричал:

– Ой, змея, змея!..

И

все увидели змею. Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасгь, злобно шипела.

Ещё

и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся,

молотить по змее, по подснежникам. Вверх полетели обломки палки, лепестки

прострелов. Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте.

– Не бейте через плечо! Не бейте через плечо! – кричали ребята,

но учитель ничего не слышал. Он бил и бил змею, пока та не перестала

шевелиться. Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся.

Руки его дрожали. Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, «политика»

его рассыпалась, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах.

Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку.

– Пойдёмте, ребята, отсюда.

Мы посыпались с горы, учитель шёл за нами следом, и всё оглядывался,

готовый оборонять нас снова, если змея оживёт и погонится. Под горою учитель

забрёл в речку Малую Слизнёвку,

попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утёрся платком и спросил:

– Почему кричали, чтоб не бить

гадюку через плечо?

– Закинуть же на себя змею можно. Она,

зараза, обовьётся вокруг палки!.. – объясняли ребята учителю. – Да вы

раньше-то хоть видели змей? – догадался кто-то спросить учителя.

– Нет, – виновато улыбнулся учитель. – Там, где я рос,

никаких гадов не

водится.  Там нет таких гор, и тайги нет.

Вот тебе и на! Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?!

Что больше

всего поразило ребят в поступке учителя?

Учитель очень ловко и быстро справился со змеёй.

Учитель не знал, что нельзя бить змею палкой через плечо, потому что можно нечаянно закинуть себе на спину.

Ребят удивило, что такой образованный человек не видел никогда змей.

Учитель, впервые видевший змею, самоотверженно бросился оборонять своих учеников.