Прочитайте фрагмент рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Когда учитель уходил из дома, я всё же не удержался и полюбопытствовал насчёт фотографа: «Скоро ли он опять приедет?» – А, штабы тебя приподняло да шлёпнуло! – бабушка употребила самое вежливое ругательство в присутствии учителя. – Думаю, скоро, – ответил учитель. – Выздоравливай и приходи в школу, а то отстанешь. – Он поклонился дому, бабушке, она засеменила следом, провожая его до ворот с наказом, чтоб кланялся жене, будто та была не через два посада от нас, а невесть в каких дальних краях. Брякнула щеколда ворот. Я поспешил к окну. Учитель со стареньким портфелем прошёл мимо нашего палисадника, обернулся и махнул мне рукой, дескать, приходи скорее в школу, – и улыбнулся при этом так, как только он умел улыбаться, вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно. Я проводил его взглядом до конца нашего переулка и ещё долго смотрел на улицу, и было у меня на душе отчего-то щемливо, хотелось заплакать. Бабушка, ахая, убирала со стола богатую снедь и не переставала удивляться: – И не поел-то ничего. И чаю два стакана токо выпил. Вот какой культурный человек! Вот че грамота делат! – И увещевала меня: – Учись, Витька, хорошеньче! В учителя, может, выйдешь або в десятники… Не шумела в этот день бабушка ни на кого, даже со мной и с Шариком толковала мирным голосом, а хвасталась, а хвасталась! Всем, кто заходил к нам, подряд хвасталась, что был у нас учитель, пил чай, разговаривал с нею про разное. И так разговаривал, так разговаривал! Школьную фотокарточку показывала, сокрушалась, что не попал я на неё, и сулилась заключить её в рамку, которую она купит у китайцев на базаре. Почему бабушка «не шумела в этот день»? Бабушка Вити гордится, что сам учитель, человек городской и образованный, оказал ей честь своим визитом. Бабушке стыдно за своё бедное угощение, поэтому она громко хвастается перед соседями и никого не ругает. Бабушке не хочется, чтобы учитель подумал, что она, деревенская женщина, груба. Из чувства глубокого уважения бабушка после визита учителя, поразившего её душевной красотой, культурой и знаниями, счастлива гармонией с миром.
Задание

Прочитайте фрагмент
рассказа В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Когда
учитель уходил из дома, я всё же не удержался и полюбопытствовал насчёт
фотографа: «Скоро ли он опять приедет?»
– А, штабы тебя приподняло да шлёпнуло! – бабушка употребила
самое вежливое ругательство в присутствии учителя.
– Думаю, скоро, – ответил учитель. – Выздоравливай и приходи в школу, а
то отстанешь. – Он поклонился дому, бабушке, она засеменила следом, провожая
его до ворот с наказом, чтоб кланялся жене, будто та была не через два посада
от нас, а невесть в каких дальних краях.
Брякнула
щеколда ворот. Я поспешил к окну. Учитель со стареньким портфелем прошёл мимо
нашего палисадника, обернулся и махнул мне рукой, дескать, приходи скорее в
школу, – и улыбнулся при этом так, как только он умел улыбаться,
вроде бы грустно и в то же время ласково и приветно. Я проводил его взглядом до
конца нашего переулка и ещё долго смотрел на улицу, и было у меня на душе
отчего-то щемливо, хотелось заплакать.
Бабушка, ахая, убирала со стола богатую снедь и не переставала удивляться:
– И не поел-то ничего. И чаю два стакана токо выпил. Вот какой культурный человек! Вот че грамота делат! – И увещевала меня:  – Учись, Витька, хорошеньче!
В учителя, может, выйдешь або в десятники…
Не
шумела в этот день бабушка ни на кого, даже со мной и с Шариком толковала
мирным голосом, а хвасталась, а хвасталась! Всем, кто заходил к нам, подряд
хвасталась, что был у нас учитель, пил чай, разговаривал с нею про разное. И так разговаривал, так разговаривал! Школьную
фотокарточку показывала, сокрушалась, что не попал я на неё, и сулилась
заключить её в рамку, которую она купит у китайцев на базаре.

Почему бабушка «не
шумела в этот день»?

  • Бабушка Вити гордится, что сам учитель, человек городской и образованный, оказал ей честь своим визитом.
  • Бабушке стыдно за своё бедное угощение, поэтому она громко хвастается перед соседями и никого не ругает.
  • Бабушке не хочется, чтобы учитель подумал, что она, деревенская женщина, груба.
  • Из чувства глубокого уважения бабушка после визита учителя, поразившего её душевной красотой, культурой и знаниями, счастлива гармонией с миром.