Прочитайте фрагмент главы «Подтверждение покаяния. Заключение» о градоначальнике Угрюм-Бурчееве из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых фанатических нивелляторов этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в неё весь видимый и невидимый мир, и притом с таким непременным расчётом, чтоб нельзя было повернуться ни взад ни вперед, ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться благодетелем человечества? – утвердительно отвечать на этот вопрос трудно. Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких предположений ни о чём не существовало. Лишь в позднейшие времена (почти на наших глазах) мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию, но нивелляторы старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души, единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и извилин. Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом, всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же время есть и кратчайшая – ему нечего было делать с краткостью, – а ради того, что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности, словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений». Какой приём использует Салтыков-Щедрин, создавая образ Угрюм-Бурчеева? ирония (употребление слова в прямо противоположном его основному смыслу значении) оксюморон (сочетание слов с противоположным значением, противоречие) ключевое слово или повторяющаяся деталь гротеск (соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия)
Задание

Прочитайте фрагмент
главы «Подтверждение покаяния. Заключение» о градоначальнике Угрюм-Бурчееве из
«Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Угрюм-Бурчеев принадлежал к числу самых
фанатических нивелляторов
этой школы. Начертавши прямую линию, он замыслил втиснуть в неё весь видимый и
невидимый мир, и притом с таким непременным расчётом, чтоб нельзя было
повернуться ни взад ни
вперед, ни направо, ни налево. Предполагал ли он при этом сделаться
благодетелем человечества? – утвердительно отвечать на этот вопрос трудно.
Скорее, однако ж, можно думать, что в голове его вообще никаких предположений
ни о чём не существовало. Лишь в позднейшие времена \(почти на наших глазах\)
мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических
ухищрений административную теорию, но нивелляторы
старого закала, подобные Угрюм-Бурчееву, действовали в простоте души,
единственно по инстинктивному отвращению от кривой линии и всяких зигзагов и
извилин. Угрюм-Бурчеев был прохвост в полном смысле этого слова. Не потому
только, что он занимал эту должность в полку, но прохвост всем своим существом,
всеми помыслами. Прямая линия соблазняла его не ради того, что она в то же
время есть и кратчайшая – ему нечего было делать с краткостью, – а ради того,
что по ней можно было весь век маршировать и ни до чего не домаршироваться. Виртуозность прямолинейности,
словно ивовый кол, засела в его скорбной голове и
пустила там целую непроглядную сеть корней и разветвлений».

Какой приём
использует Салтыков-Щедрин, создавая образ Угрюм-Бурчеева?

  • ирония \(употребление слова в прямо противоположном его основному смыслу значении\)
  • оксюморон \(сочетание слов с противоположным значением, противоречие\)
  • ключевое слово или повторяющаяся деталь
  • гротеск \(соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия\)