Задание

Прочитай тексты и вычеркни лишнее

На какой вопрос нельзя найти ответ в данных текстах?

    1. Когда возникает необходимость сократить текст?
    1. Какие виды вторичных текстов существуют?
    1. Какие виды рефератов существуют?
    1. Какие приёмы используются при сжатии текста?

А

(1) Сжатие, или свёртывание, текста часто используется в речевой практике. Обычно мы прибегаем к сокращённой записи, слушая лекцию, читая статью или книгу, когда хотим лучше осмыслить содержание и запомнить главную информацию. Умение сокращать текст особенно важно, если мы собираемся поделиться полученными сведениями с другими (например, кратко охарактеризовать книгу или статью, дать о ней представление будущим читателям). Нередко встречаются также ситуации, когда требуется умение кратко изложить содержание собственного доклада, отчёта, статьи...

(2) Степень и способы сжатия бывают разными. В зависимости от коммуникативного намерения пишущего используются разные виды вторичных текстов, сжато передающих содержание исходного текста: план, тезисы, конспект, реферат, аннотация. В школьной практике чаще всего возникает необходимость составить план текста, написать реферат, конспект, сжатое изложение.

(3) При конспектировании нужно отобрать наиболее важную для вас информацию и изложить её, отражая логическую связь между частями. Опираясь на такой конспект, нетрудно при необходимости развернуть информацию и передать содержание исходного текста более подробно.

(4) В реферате необходимо дать библиографическое описание исходного текста (название статьи или книги, место и время публикации, сведения об авторе), назвать тему и проблемы, которые затрагиваются автором, и без искажений изложить основную информацию, выделяя особенно важные положения и новые сведения.

(5) Самая лаконичная запись текста — план, в нём отражается только порядок следования смысловых частей текста и их названия, то есть тема и микротемы.

(6) В тезисах кратко формулируются основные положения доклада, речи, статьи и т. п. Каждый тезис (обычно представляющий собой одно предложение, выделяемое в абзац) передаёт основную мысль микротемы, то есть тезисы должны раскрывать решение вопросов, обозначенных в плане. В заключительном тезисе обобщается содержание всего текста и отражается основная мысль (идея) целого текста.

Б

Прежде чем приступать к изложению краткого содержания текста в любом жанре, рекомендуется:

  • прочитать (или прослушать) текст не менее двух раз;
  • определить тему и основную мысль;
  • осмыслить выделение абзацев (в звучащем тексте о границах между абзацами сигнализируют значительные паузы);
  • найти главную и второстепенную информацию в каждом абзаце;
  • составить план текста;
  • определить логическую связь между пунктами плана.

Отобранную информацию следует изложить кратко:

без смысловых повторов,

без второстепенных деталей,

с сохранением логической связи между частями.

Для этого нужно уметь не только исключать из исходного текста отдельные фразы и части фраз, но и преобразовывать их, например:

  • заменять перечисляющиеся предметы, признаки, факты словами с более общим значением, использовать для обобщения местоимения:

    В школах, колледжах, училищах, университетахустановлены компьютеры.Компьютерная техникапомогает сделать обучение любому предмету интересным и эффективным. —В учебных заведенияхустановлены компьютеры.Этопомогает сделать обучение интересным и эффективным;

  • свёртывать предложение в словосочетание, превращать его во второстепенный член предложения, в вводную конструкцию:

    Когда вы делаете конспект какого-либо текста, нужно отобрать наиболее важную информацию. —При конспектированиинужно отобрать наиболее важную информацию;

  • соединять ряд предложений в сложноподчинённое:

    Такие науки, как география, биология и т. п., принято относить к описательным. Сейчас и они всё больше используют методы, разработанные в математике. — Науки, которые принято относить к описательным (география, биология и т. п.), сейчас тоже всё больше используют математические методы.