Прочитай текст и выполни задания
Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:
ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;
ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжёлый процесс. Это объясняется тем, что:
— участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);
— участники конфликта имеют различный статус (учитель — ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;
— конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;
— учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации.
Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.
Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?
Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей только усиливает конфликт?
Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:
а) для ученика;
б) для учителя;
в) для свидетелей конфликта.
- Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:
а) для ученика;
б) для учителя;
в) для свидетелей конфликта.