Задание

Прочитай текст и выполни задания

Тебе, наверное, приходилось быть свидетелем, а возможно, и участником конфликтов учеников и учителя. Учёные выделяют следующие типы педагогических конфликтов:

  1. ситуации (или конфликты) деятельности, возникающие по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;

  2. ситуации (конфликты) поведения, поступков, возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе;

  3. ситуации (конфликты) отношений, возникающие в сфере эмоциональных личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.

Разрешение таких конфликтов, как правило, очень тяжёлый процесс. Это объясняется тем, что:

— участники конфликта по-разному понимают события и их причины (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному);

— участники конфликта имеют различный статус (учитель — ученик), что определяет модель их поведения в конфликте, а также разный возраст и жизненный опыт;

— конфликт, как правило, разворачивается в присутствии других учеников, что превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них;

— учитель несёт профессиональную ответственность за педагогически правильное разрешение ситуации, причём очевидно, что любая ошибка участников при разрешении конфликта порождает новые конфликтные ситуации.

  1. Объясни, как различие статусов ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте.

  2. Как различие возрастов и жизненного опыта ученика и учителя влияет на их поведение в конфликте?

  3. Почему развёртывание конфликта на глазах у других учащихся, учителей только усиливает конфликт?

  4. Изложи, в чём, по-твоему, проявляется воспитательный смысл конфликта:

а) для ученика;

б) для учителя;

в) для свидетелей конфликта.

  1. Составь несколько советов по скорейшему разрешению конфликта:

а) для ученика;

б) для учителя;

в) для свидетелей конфликта.