Задание

Прочитай текст и выполни задания

Семья — клеточка, как бы мини-модель общества. Без семьи и семейного воспитания, семейной заботы о ребёнке не было бы ни общества, ни государства, ни этноса. Как бы ни менялись общественные устройства, какие бы бури ни проносились над людьми — семья всегда оставалась. \(\lt...\gt\)

Семья исторически изменялась. В эпоху матриархата, когда власть принадлежала женщинам, каждый знал свою мать, но никто не знал своего отца... \(\lt...\gt\) Затем власть перешла к мужчине, и отец стал заинтересован в том, чтобы точно знать, кто его дети, кому передать своё хозяйство, свой дом. Возникла парная семья. Она ещё не была скреплена законами и легко распадалась и вновь образовывалась.

С появлением государства и права появились законы и о браке, и постепенно в Европе начала складываться моногамная семья — один мужчина и одна женщина. Однако в некоторых мусульманских странах до сих пор, особенно в деревнях, существуют полигамные браки. По мусульманским законам мужчине разрешается иметь до четырёх жён, в некоторых странах ещё больше. В Непале в первой половине XX века семья строилась по противоположному принципу: одна жена могла иметь до пяти мужей. Но в большинстве стран укрепилась и сохраняется моногамная семья.

Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу. Семья, живущая в одном доме, — это, согласно Л. Гумилёву, пример социальной системы. \(\lt...\gt\)

Ещё в начале XX века типичной для Европы была большая семья, все жили вместе: родители, родители родителей, дяди, тёти, кузены, кузины и т. д. В настоящее время типичная семья — это родители (отец и мать) и один-два, максимум три ребёнка. Дети, едва став взрослыми, стараются как можно раньше уйти из семьи и завести свой дом, жить самостоятельно. В странах Запада это вообще стало правилом: сын или дочь, достигнув совершеннолетия, отделяются и живут, стараясь экономически не зависеть от родителей, и родители не рвутся им помогать, считая, что они должны сами пробить себе дорогу в жизни.

В. Д. Губин, современный российский философ

  1. Составь план текста.

  2. Какие типы семьи указывает автор?

  3. Объясни мысль автора: «Семья — клеточка, как бы мини-модель общества».

  4. Проиллюстрируй двумя-тремя примерами идею текста: «Семья воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу».

  5. Каковы положительные и отрицательные последствия распространённого в Западной Европе и США раннего отделения совершеннолетних детей от родителей? Используя текст и личный социальный опыт, укажи два положительных и два отрицательных последствия.