Задание

Прочитай текст и выполни задания 23–26.

(1)Тик-так, тик-так!

(2)Ночью в тишине и в одиночестве жутко слушать бесстрастное красноречие маятника часов: звуки монотонные и математически правильные, однообразно отмечающие всегда одно и то же — неустанное движение жизни. (3)Тьма и сон объемлют землю, всё молчит, — лишь часы холодно и громко отмечают исчезновение секунд... (4)Маятник стучит, и с каждым звуком жизнь сокращается на секунду, на крошечную частичку времени, данного каждому из нас, на секунду, которая уже не вернётся к нам. (5)Откуда являются секунды, и куда они исчезают? (6)Никто не ответит на это... (7)И есть ещё много вопросов, на которые не отвечено, есть другие, более важные вопросы, и от разрешения их зависит наше счастье. (8)Как жить, чтобы сознавать себя нужным для жизни, как жить, не теряя веры и желания, как жить, чтоб ни одна секунда не исчезала, не волнуя души и ума? (9)Ответят ли когда-нибудь на всё это часы, движению которых нет конца, — что скажут на это часы?

(10)Тик-так, тик-так!

(11)Нет ничего на свете бесстрастнее часов: они одинаково правильно стучат и в момент вашего рождения, и в то время, когда вы жадно срываете цветы грёз юности. (12)Со дня своего рождения каждый день человек становится ближе к смерти. (13)И когда вы будете хрипеть в агонии — часы будут сухо и спокойно считать её секунды. (14)В их холодном счёте прислушайтесь — звучит нечто всезнающее и уставшее от этого знания. (15)Ничто, никогда не волнует их и не дорого им. (16)Они равнодушны, и нам, если мы хотим жить, — нужно создавать себе иные часы, полные ощущений и мысли, полные действий, чтоб заменить эти скучные, однообразные, убивающие душу тоской, укоризненно и холодно звучащие часы.

(17)Тик-так, тик-так!

(18)В неустанном движении часов нет неподвижной точки, — что же мы называем настоящим? (19)За одной родившейся секундой рождается вторая и сталкивает первую в бездну неизвестного...

(20)Тик-так! (21)И вы счастливы. (22)Тик-так! (23)И вот вам в сердце вливается жгучий яд горя, и оно может остаться на всю жизнь с вами, на все часы данной вам жизни, если вы не постараетесь наполнить каждую секунду вашей жизни чем-либо новым и живым. (24)Страдание соблазнительно; это опасная привилегия; обладая ей, мы обыкновенно не ищем другого, более высокого права на звание человека. (25)А его так много, этого страдания, что оно стало дёшево и почти уже не пользуется вниманием людей. (26)Поэтому едва ли стоит дорожить страданием, — следует наполнять себя чем-либо более оригинальным, более ценным, — не так ли? (27)Страдание — обесцененный фонд. (28)И не следует жаловаться на жизнь кому бы то ни было: слова утешения редко содержат в себе то, чего ищет в них человек. (29)Всего же полнее и интереснее жизнь тогда, когда человек борется с тем, что ему мешает жить. (30)В борьбе незаметно промчатся тоскливые и скучные часы.

(31)Тик-так, тик-так!

(32)Жизнь человека до смешного кратка. (33)Как жить? (34)Одни упорно уклоняются от жизни, другие всецело посвящают себя ей. (35)Первые на склоне дней будут нищи духом и воспоминаниями, вторые — богаты и тем и другим. (36)И те и другие умрут, и от всех не останется ничего, если никто не будет бескорыстно отдавать жизни свой ум и сердце... (37)И когда вы будете умирать, часы бесстрастно будут считать секунды вашей агонии — тик-так! (38)И в эти секунды родятся новые люди, по нескольку в каждую, а вас уже — нет! (39)И ничего не останется в жизни от вас, кроме вашего тела, которое будет дурно пахнуть. (40)Неужели же ваша гордость не возмущается этим автоматическим творчеством, которое бросило вас в жизнь, потом вырвало из неё и — только? (41)Укрепите же в жизни память о себе, если вы горды и оскорблены вашей подчинённостью тайным задачам времени. (42)Подумайте о вашей роли в жизни: был сделан кирпич, потом он лежал неподвижно в одном здании, потом рассыпался и исчез... (43)И скучно и пошло быть кирпичом — не правда ли? (44)Не походите же на кирпич, если у вас есть ум и душа и если вы хотите испытать в жизни хорошие, полные чувствований и дум, бурные часы.

(45)Часы нашей жизни — пустые, скучные часы; наполним же их красивыми подвигами, не жалея себя, и тогда мы переживём красивые, полные радостного трепета, полные жгучей гордости часы! (46)Да здравствует человек, который не умеет жалеть себя!

(По М. Горькому*)

* Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков; 1868–1936) — русский советский писатель, поэт, прозаик, драматург, журналист и общественный деятель, публицист.

23.Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажи номера ответов.

1) Монотонные звуки часов в ночной тиши напоминают автору о неустанном движении жизни.

2) Автор утверждает, что часы могут ответить на многие жизненно важные вопросы.

3) Автор считает, что страдающий человек должен поделиться своими горестями с кем-либо, чтобы найти утешение.

4) По мнению автора, люди, которые всецело посвящают себя полноценной жизни, борьбе с страданиями, на лоне дней будут богаты духом и воспоминаниями.

5) Автор воспринимает жизнь пустой и скучной.

24.Какие из перечисленных утверждений являются верными. Укажи номера ответов.

1) В предложении 4 представлено описание.

2) В предложении 11 представлено повествование.

3) В предложении 25 содержится причина того, о чём говорится в предложении 26.

4) Предложения 37–39 содержат рассуждение.

5) В предложении 44 дан ответ на вопрос, поставленный в предложении 43.

25.Из предложений 11–13 выпиши синоним к слову «мечта».

26.Среди предложений 40–44 найди такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слов, однокоренного слова. Запиши номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).